Войти в почту

Оливье Мессиан: 115 лет со дня рождения

10 декабря 2023 исполняется 115 лет со дня рождения Оливье Мессиана (1908-1992). Один из крупнейших композиторов ХХ века, органист и орнитолог, музыкальный теоретик и педагог. Среди его учеников – Пьер Булез, Жерар Гризе, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Карлхайнц Штокхаузен… «…Длинные пиджаки, потертый портфель, школьный учитель географии… Но за этой неприметностью – один из несуетных мыслителей нашего трагического века, один из Пименов наших лет – гордый, скромный, полный достоинства человек, непоколебимо верующий в высшее предназначение Музыки» (Р. Щедрин об О. Мессиане). Мессиан родился в семье учителя английского языка Пьера Мессиана (1883-1957) и поэтессы Сесиль Соваж (1883-1927). В 11 лет поступил в Парижскую консерваторию, где учился игре на органе у Марселя Дюпре, композиции у Поля Дюка, истории музыки у Мориса Эммануэля. В 1930 получил должность органиста парижской церкви Святой Троицы, которую занимал более 60 лет. В 1936-39 преподавал в Ecole Normale de Musique, затем в Schola cantorum, с 1942 – в Парижской консерватории (с 1966 – профессор композиции). У него учились Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Питер Донохоу, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Микис Теодоракис, Карлхайнц Штокхаузен и др. В числе стилевых истоков своего творчества композитор называл, помимо французских мастеров, григорианский хорал, русские песни, музыку восточной традиции, пение птиц. «Птицы все изобрели в музыке до нас. Они создали все музыкальные формы, известные в человеческом музыкальном языке. Они способны и на многое другое. Задолго до людей они создали тритоновую, четвертитоновую, шеститоновую микроинтервальную музыку. У них есть особый вокальный орган, называемый сирингс, позволяющий издавать трели и рулады необыкновенной виртуозности. С помощью наших музыкальных инструментов их крайне трудно воспроизвести, даже с помощью флейт-пикколо в оркестре. И, наконец, птицы были первыми существами, создавшими коллективное пение». (О. Мессиан. Цит. по: Барбан Е. С. «Искусство возможного: встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена». СПб., 2018) В начале войны Мессиан ушел на фронт, в 1940-41 находился в немецком лагере для военнопленных; там был написан «Квартет на конец времени» для скрипки, виолончели, кларнета и фортепиано (1941), там же состоялось его первое исполнение. После войны Мессиан добивается всемирного признания как композитор, выступает как органист и как пианист (часто вместе с пианисткой Ивонн Лорио, его ученицей и спутницей жизни), пишет ряд работ по теории музыки. «Я был в лагере для военнопленных в Силезии – на границу Германии и Польши, – и там мне довелось увидеть северное сияние – явление, очень редкое в тех местах. Я до сих пор помню эти удивительные лилово-розово-зеленые всполохи в небе. Все это, а также чтение Апокалипсиса – особенно того его места, где говорится об ангеле с радугой в виде нимба, – в сочетании с моими цветными снами наяву и галлюцинациями от голода заставило меня задуматься над тем, что я вижу цвета, когда слышу звуки. В результате этого опыта я написал свое первое цветокрасочное произведение. И с тех пор все, что я пишу, окрашено для меня цветом». (О. Мессиан. Цит. по: Барбан Е. С. «Искусство возможного: встречи с музыкантами ХХ века. От Мессиана до Штокхаузена». СПб., 2018) В 1936 Мессиан совместно с Ивом Бодрие, Андре Жоливе и Даниэлем-Лесюром образовал группу «Молодая Франция», стремившуюся к развитию национальных традиций и отвергавшую пути неоклассицизма, додекафонии, фольклоризма. Утверждая предназначение музыки как «акта веры», Мессиан дает своим сочинениям религиозные названия: «Образ слова Аминь» для двух фортепиано (1943), «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944), оратория «Преображение господа нашего Иисуса Христа» (1969), «И чаю воскрешения мертвых» (1964, к 20-летию окончания войны). Птицы с их пением также истолковываются Мессианом мистически, как «служители нематериальных сфер»; таково значение птичьего пения в сочинениях «Пробуждение птиц» для фортепиано с оркестром (1953); «Экзотические птицы» для фортепиано, ударных и камерного оркестра (1956); «Каталог птиц» для фортепиано (1956-58), «Черный дрозд» для флейты и фортепиано (1951). Другие стороны образного мира Мессиана запечатлены в таких сочинениях, как симфония «Турангалила» (1946-48); «Семь хокку» (1962); «Из ущелья к звездам» (1974); опера «Святой Франциск Ассизский» (1984). Музыка Мессиана органично осуществляет связь времен и синтез культур Запада и Востока. «Моя вера – это великая драма моей жизни. Я верующий, поэтому я пою слова Бога тем, у кого нет веры. Я даю песни птиц тем, кто живет в городах и никогда их не слышал, сочиняю ритмы для тех, кто знает только военные марши или джаз, и раскрашиваю красками тех, кто их не видит» (О. Мессиан). «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись Оливье Мессиан: 115 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.