Как прошел фестиваль анимации и литературы "Пушкин и..." в Михайловском

Что делает Пушкин в лесах? Куда приводят краденые лапти? Сколько раз нужно повторить ноту, чтобы ее запомнить? Ответы на эти и другие вопросы искали на II фестивале анимации и литературы "Пушкин и...", который прошел в Пушкинском музее-заповеднике "Михайловское".

Как прошел фестиваль анимации и литературы "Пушкин и..." в Михайловском
© Российская Газета

Сказки Михайловского. Фото: Юрий Лепский

Директор заповедника Георгий Василевич открыл программу словами: "В детстве я мечтал смотреть мультфильмы бесконечно. Когда я был маленький, мечтал смотреть мультфильмы, и чтобы это время никогда не заканчивалось. Всмотритесь в слово "анимация": "анима" - это душа!" Его стихи о конкурсных фильмах украсили фирменный буклет фестиваля: благословение Пушкина налицо. Оксана Филиппова, глава администрации Пушкинских Гор, пожелала гостям культурного взаимообогащения и сотворчества. А создатель "Пушкин и...", предельно лаконичная Анна Моденова, выпустила к высоким сводам центра воздушные шары с напутствием "Полетели!". Зрителей порадовали спецпоказом к юбилею фильма "Щелкунчик".

Открытие II фестиваля "Пушкин и...". Фото: фестиваль анимации и литературы "Пушкин и...".

Программный директор фестиваля Светлана Хохрякова создала ряд встреч с мэтрами анимации и литературы. Интерес подрастающих поколений к миру анимации превысил ожидания. На вопрос, как уместить крупную повесть в сжатый объем мультфильма, заслуженная артистка РФ Мария Муат ответила: "Минута для нас - большой метраж. За это время мы можем показать больше, чем в игровом кино". Кира Грозная продемонстрировала кинематографичность романа "Озябнуть в Зимбабве" посвященными ему стихотворениями. Председатель комиссии сценарного отделения СПбГИКиТ Валерий Попов презентовал новый роман "Выдумщик" - о благосклонности судьбы к сочинителям собственной жизни. А выставка Пьера Матисса, внука прославленного Анри Матисса, "Страсть к эмоциям" задала тон фестиваля.

Памятник музейщикам Пушкиногорья. Фото: Стефания Данилова

Двух композиторов Гладковых в программе часто путали. Геннадию Игоревичу - автору музыки к "Бременским музыкантам" был посвящен ретроспективный показ. Григорий Васильевич, его родственник не по крови, но по духу, известный по мультфильму "Пластилиновая ворона", щедро делился опытом. В работе с детьми и он, и Константин Арбенин заворожили галдящих детей, предлагая им петь и играть вместе. А в ретроспективе "Кукольный дом Нины Виноградовой" можно было увидеть нестареющую классику: "Бедную Лизу", "Севильского цирюльника", "Капитанскую дочку" и другие при участии режиссеров Натальи Дабижи, Идеи Гараниной и Екатерины Михайловой.

Конкурсный показ включал 30 картин от 2 до 21 минуты. На кону - статуэтка и признание. Прийтись людям по сердцу - это ли не триумф мультфильма? Несмотря на эстетическую разрозненность работ, проглядывались ярко выраженные тенденции.

Во-первых, это возвращение к корням, в "лубок": лапти, колодцы, избы и петухи. Это "Белая ива" Артема Москалева, где атмосфера превалирует над незатейливым сюжетом. В "Компромиссе" Анны Исаковой сын мечтает жениться, но, узнав, что для этого нужно еще и что-то делать, бросается в море. Неудавшегося утопленника спасает красавица-русалка с полным сундуком сокровищ.

Во-вторых, приметна ностальгическая школьная эстетика. В "Моем Пушкине" Юрия Томилова урок о биографии Пушкина становится веселыми каракулями в школьной тетради. Благодаря эффекту "двадцать пятого кадра" и легкой психоделии в картине "Урочный час" Николая Белова дети учат алфавит, цифры и ноты. Кудрявый седой поэт-учитель - как постаревший Пушкин, а его друг-попугай - олицетворение пословицы "Повторение - мать учения". В "Книге рецептов" Алексея Алексеева учителя объединяются для починки машины времени. Фильм объясняет, почему все уроки могут пригодиться в жизни.

Два Попова. Фото: Стефания Данилова

В-третьих, поиск своего. Места, пути, голоса. Режиссеры использовали подход "Вредных советов" Григория Остера, решая эту задачу. В "Беспокойной ночи Винни" Варвары Казаковой зайчик, мучаясь бессонницей, ходит по друзьям, но не тут-то было. Белочка по ночам грызет орехи, от медвежьего храпа трясется все, а филин советует Винни пойти спать домой. Инфантильный зайчик сам до этого додуматься не способен. В "Чудесных лапоточках" Александра Смирнова мужик ворует у деда лапти-самоходы и, не умея управлять ими, сносит собой всё и получает травмы. Любого, кто отбирает у него берестяной трофей, постигает та же участь. О том, что чужие хитрости не помогают, а скорее, наоборот. А в "Воробье Чирке" Петра Закревского главный герой нагло устраивается в скворечнике, за что прилетевшие скворцы выставляют его на мороз.

Обладатель гран-при фестиваля Валентин Ольшванг и его"Ваша дама". Фото: фестиваль анимации и литературы "Пушкин и...".

В-четертых, это отказ от жизни, осознанный дауншифтинг. "Остаемся зимовать" Александры Гарайс по стихам Иосифа Бродского "Я не то чтоб схожу с ума..." - о людях с головами птиц, снующих по зимнему городу. Им не видать юга. У них есть крылья, но они их не используют. В "Курьере" Екатерины Горностаевой офисный сотрудник едет в поезде, чтобы доставить посылку. На остановке он заворожен чьим-то цветущим домом. Поезд трогается. Но курьер все же успевает вскочить на подножку вагона и возвращается в свой сепийный мир, так и не узнав других красок.

И, в-пятых, Пушкин! Он сбегает гулять с Гоголем, пока его памятник одет в леса ("Пушкин в лесах" Софии Диас), отыгрывает сюжеты своих будущих произведений ("Пушкин и... Михайловское" Екатерины Гаврюшкиной) и борется с Дантесом-змеем ("Мой Пушкин" Юрия Томилова). А в "Дубровском за кадром" Даниила Штейна бурная фантазия мальчика сажает Пушкина в самолет.

Писатель Евгений Попов высказался так: "Перефразируя товарища Ленина: из всех искусств будет важнейшим не просто кино, а анимационное кино. В нем я ищу новое, а не то, что вижу или знаю". После двух дней оживленных дискуссий жюри в лице Марии Муат, Евгения Попова, Лианы Макарян, Григория Гладкова и Марии Якушиной вынесло единогласный вердикт: обладателем гран-при II фестиваля "Пушкин и..." стал фильм "Ваша дама. Часть 1" Валентина Ольшванга по мотивам "Пиковой дамы".

Прогулки по пушкинским местам. Фото: Юрий Лепский

Совершенно незаслуженно был обойден судейским вниманием фильм "Расцветшая зима" Александра Бруньковского по новелле Тонино Гуэрры.

"Я благодарю эти чудесные белые снега. Всем сердцем верю, что в 2024 г. мы создадим новую анимационную сказку", - закрыла церемонию Анна Моденова.

Пушкин отдыхает. Фото: Юрий Лепский

Фестиваль "Пушкин и..." показал, что современная анимация - это пристальный взгляд как в прошлое с восхищением, так и в будущее с интересом. Как молодое деревцо на новом памятнике музейщикам Пушкиногорья: оно растет и вглубь, и ввысь.

В Михайловском зимует вдохновенье.По-пушкински размашисто, курчаво.Здесь цепь событий ослабляет звенья,и что-то начинается сначала.Учёного кота праправнук серыйВаляется в каптёрке комендантши,Ест колбасу и в небо смотрит с веройВ мороз и солнце, как там было дальше?Еловое безмолвие, белея,Хранит в себе чертоги очертаний,И Анна Керн по липовой аллееЗадумчиво бредет, стихи читая.Не остаётся слов для дел сердечных,И дела нет до слов смешных и куцых.И чудится, что свет Лександр СергеичУехал прочь, но обещал вернуться.09.12.2023

Призами были отмечены

"За лучшую режиссуру" - "Мой Пушкин" Юрия Томилова;

"За тонкое чувство абсурдности жизни" - "Омичка" Елизаветы Скворцовой (по заголовкам СМИ);

"За художественное создание образа времени" - "Капустное чудо" Инны Евланниковой (по рассказам Людмилы Улицкой из сборника "Детство сорок девять");

"За лучшее художественное решение" - "Светлые души" Анастасии Жакулиной (по одноименному рассказу Василия Шукшина);

"За лучшую адаптацию литературного произведения" - "Хармс" Светланы Андриановой;

"За лучшего персонажа" - "Книга рецептов" Алексея Алексеева.