Войти в почту

Французский композитор Николя Челоро положил на музыку мужество Донбасса

В Воронеже выступил Николя Челоро, французский композитор с русской душой. Сын богатых торговцев недвижимостью с испано-итальянскими корнями, выпускник Парижской консерватории, он с детства интересовался Россией. Посещал православный храм в Париже, общался с потомками русских эмигрантов. В 2020 году он приехал в нашу страну с гастролями. Думал - на две недели. Оказалось - на всю жизнь. Сначала пандемия, потом любовь - уже не только к стране вообще, а к одной конкретной девушке по имени Катя. Теперь Николя живет в Суздале, слушает колокольные перезвоны вперемешку с туристическим гомоном (говорит, интересная полифония) и много гуляет по русскому лесу.

Французский композитор Николя Челоро положил на музыку мужество Донбасса
© Российская Газета

Сказки русского леса

Николя очень любит русскую зиму и русский зимний лес. Он даже написал красивый ноктюрн "Звезды разговаривают с белым русским лесом". Летний лес, зеленый он, впрочем, любит тоже. А вообще, цвет тут - не главное. Значение леса не в этом.

- Особенность русских лесов в их размерах, в больших пространствах. Но есть кое-что еще. По моему мнению, русский человек родился с лесом. Существуют цивилизации, где важную роль играл камень - например, Древний Рим. В России все иначе. У славян все было из дерева: жилища, инструменты, даже одежда. Это отразилось на их цивилизации. Она не такая жесткая, как "каменные европейские цивилизации". В ней есть какая-то свобода и гибкость. Само творчество становится другим, когда живешь на природе, в лесу.

Помимо дома в Суздале у Челоро есть избушка во владимирских лесах. Он привез туда свой старый рояль - комнатный инструмент солидной парижской фирмы, который с ним со времен консерватории. Это, наверное, единственный рояль на десятки километров вокруг (а парижский - так на тысячи). Но Николя нравится играть именно на нем.

- Камень, напротив, связан с эффективностью и рациональностью, - гнул свое музыкант. - Если пытаться понять исконную психологию русского человека, можно сказать, что лес отдалил его от стремления к эффективности. Лес просто обеспечил комфорт, созданный самой природой.

Со своей "Песнью" музыкант объехал всю Россию. Премьера цикла состоялась в Музее Победы на Поклонной горе в Москве

Путь к Богу

Челоро-музыкант и Челоро-собеседник не похожи друг на друга. Когда Николя говорит, кажется, что это не парижский композитор, а православный батюшка из небольшого русского городка - того же Суздаля. Собранные сзади в хвост волосы, небольшая окладистая борода - а главное, голос: негромкий, очень спокойный и располагающий, добрый.

Этим голосом Челоро рассказывает интересное - о нас и для нас:

- События никогда не заканчиваются в хронологическом пространстве. Их завершение принадлежит тайне вечности. Так аспект вечности касается того, что называется спасением. Эта тайна заключается в том, что сам Бог захотел войти в нашу историю. Он жил в нашем летосчислении - не потому, что ему нечего было делать, а чтобы открыть нам дверь в вечность. Через Христа, его смерть и воскресение. И все, что происходит в жизни каждого из нас, связано с выбором, дилеммой. Собираюсь ли я идти к спасению - или, наоборот, я двигаюсь в другом направлении и где-то потеряюсь.

То, что происходит сегодня в мире, похоже на эсхатологическую битву, считает Николя Челоро. И Россия бьется за путь, сохраняющий тайну спасения и тайну Христа. А Христос сказал: "Я есть истина".

Несмотря на французское гражданство, квартиру в Париже и испано-итальянских родителей, Николя Челоро не считает себя представителем латинской культуры. Она ему не нравится своим рационализмом, расчетливостью, бездушием. А еще ставшими модными в последнее время экспериментами над телом и психикой. Не может он считать себя и русским. Но как раз в некоей своей отстраненности, неидентичности видит Челоро свою ценность:

- Интересно не быть тем или иным человеком, отвечая заданной происхождением картине мира. Отличия, которые есть между мной и Россией, помогают нам учиться друг у друга.

Каждая цивилизация дает человечеству свой уникальный опыт. Латинские народы, например, принесли рационализм, логику, ясность. Их цивилизация также построена на праве и эффективности, рентабельности и выгоде. Русская цивилизация - особенная. Мы находимся больше в регистре эмоций, чем логики, уверен Николя:

- Это больше о том, чтобы пребывать в состоянии ощущений и чувств, чем в холодной рациональности. Я не вижу здесь желания добиться немедленного прогресса. В русской душе есть бессознательное стремление не слишком отклоняться от естественного развития человека. Я имею в виду приближение к тайне Бога, ставшего человеком для того, чтобы показать нам, куда идти.

О просвещенной Европе Челоро невысокого мнения - как раз из-за отсутствия вектора развития и размытости нравственных границ. Его возмутил принятый во Франции закон, позволяющий употреблять в пищу размолотых в муку насекомых. Николя любит вкусно поесть и хорошо готовит - особенно итальянские блюда. Из русской кухни Николя полюбил блины и научился их печь.

Песнь Донбасса

В России Челоро написал два больших музыкальных цикла. Первый называется "Сказки русского леса" - и мы уже знаем, о чем он. Второй - "Песнь Донбасса" - посвящен непокоренному народу ДНР и ЛНР.

- Когда этот цикл пришел ко мне, меня охватывало чувство боли от трагедии, происходящей на донбасской земле. Поэтому первые его части грустные. Ужасно, когда люди умирают, когда жена, быть может, не увидит больше мужа. Эту трагедию, я чувствую, важно передать через музыку. Но после горя и трагедии надо вставать и жить. В сердце человека есть место и грусти, и надежде, и радости, - рассказал Николя перед выступлением.

Место всем этим чувствам нашлось и в его "Песни". На самом деле песен пять. Начинается цикл мрачной, трагической темой. К четвертой песни повествование переходит в мажор, а заканчивается цикл россыпью светлых нот - звонких, как весенняя капель. Это мир, который наступит после победы.

После "Песни" на концерте был еще, по выражению музыканта, "маленький бис". Воронежская публика не хотела отпускать француза, и он исполнил еще одно произведение. Мелодия искрилась радостью, а в воздухе вместо духов сидевшей позади дамы повеяло вдруг весной. В озябшем декабрьском Воронеже это было неожиданно и приятно.

Со своей "Песнью" Николя Челоро объехал всю Россию. Премьера цикла состоялась в Музее Победы на Поклонной горе в Москве.

- Николя так волновался, что три поезда пропустил. Сидел за роялем и репетировал, час за часом. Я говорю: пора, поехали. А он: я еще не готов, - рассказала жена музыканта Екатерина Цветкова. - Зато отыграл мастерски.

Потом были Кронштадт, Краснодар, Мариуполь. После концерта в филармонии Владивостока к Челоро подошел морской офицер:

- А я был на вашем выступлении здесь 30 лет назад...

- Вот это да! - поразился пианист.

В 1992 году он служил срочную кадетом на учебном вертолетоносце "Жанна д.Арк", когда тот зашел с дружеским визитом во Владивосток. Морская должность у Челоро была такая же редкая, как музыка, - пианист командира корабля. В рамках визита он дал концерт для жителей русского города. Похоже, его тогдашнее выступление запомнилось...

- Меня поражают теплота и отзывчивость русских людей. И я очень рад, что могу что-то подарить им через музыку, - говорит Николя о своих гастролях. - Музыка не приносит выгоды, но делает нашу жизнь легче. Это способ напомнить, что красота бесценна.