Войти в почту

Московский Black Sabbath в килтах

Оркестр волынщиков Москвы под управлением Артемия Воробьёва явление прелюбопытнейшее. Основанный в 2004 году, этот уникальный ансамбль занял, пожалуй, все возможные музыкальные жанровые ниши — в формате увлекательного сценического шоу ансамбль исполняет и традиционную шотландскую музыку, и русскую народную музыку, здесь и европейская академическая классика, тяжёлый рок, каверы попсы, духовные гимны, русский шансон и даже советская эстрада.Казалось бы, уж что может быть фригиднее, чем советская эстрада, тем более, пропагандистская. Ну хорошо, воспользуемся для приличия слово целомудренная. И вот Оркестр волынщиков исполняет песню А. Пахмутовой "И вновь продолжается бой", гениальную агитку, от которой тошнило уже пятьдесят лет назад — исполняет с таким драйвом, который не снился никому, кто работал тогда в жанре идеологического обслуживания. И песня, между прочим, приобретает свой художественный смысл. Фото: Анна Котенкова По преданию, волынку изобрёл шотландский ветеринар, когда делал овце искусственное дыхание. Я полагаю, что эту гнусную антишотландскую шутку придумали англичане. И действительно, каждый знает, что волынка инструмент шотландский. Хотя, по правде говоря, самые разнообразные волынки есть и у ирландцев, французов, португальцев, итальянцев, испанцев, бретонцев, русских, украинцев, белорусов, поляков, армян… Список народов, у которых были самые разнообразные волынки, очень длинен. Более того, в него входят и древние греки, и древние римляне, хетты, шумеры, в общем, все народы, которые знали, что у животных есть шкура. И этот достаточно изысканный способ её использования оказался не менее распространённым, чем натягивание этой самой шкуры на барабан или изготовление из неё одежды. У всех народов есть волынка, но лишь шотландцам удалось создать инструмент, сопоставимый по громкости с шумом вертолётного двигателя. Этим качеством (помимо прочих разнообразных достоинств волынки) и воспользовался Артемий Воробьёв, чрезвычайно органично вписав ансамбль волынщиков в одну компанию с классическим составом рок-группы. Проще говоря, мы имеем удовольствие наблюдать максимально нетривиальный подход к инструменту и его возможностям. Нет, килты, безусловно есть. И расцветка их самая что ни на есть традиционная шотландская. Но прелесть главной идеи оркестра состоит в использовании волынки за пределами её основной среды обитания. Конечно, можно было бы заняться исполнением аутентичной шотландской музыки, это вполне любопытный аттракцион, который время от времени можно наблюдать на Красной площади во время фестиваля "Спасская башня". Но результат... По большому счёту это примерно то же самое, что получается когда какой-нибудь очень Краснознамëнный коллектив, сурово сдвинув брови, в привычном ритме марша начинает исполнять "Let it be" или, наоборот, если оперный театр Папуа-Новой Гвинеи поставит "Евгения Онегина" Чайковского. Фото: Анна Котенкова Но можно и выйти за рамки предписанного природой и традицией. И такой подход даёт свои изумительные результаты. Но прежде, чем с удовольствием и восторгом перейти, собственно, к обзору концерта, я бы всё-таки сказал пару слов об игре на волынке для того, чтобы был понятен уровень подвига и самоотверженности исполнителей на этом инструменте. Все музыкальные инструменты так или иначе имеют свои исторические корни на кухне — то, что не удалось съесть, стало музыкальными инструментами. Чьим-то волосом по чьим-то жилам водили струнники, по чьей-то хорошо натянутой шкуре лупили барабанщики, в оставшиеся от кого-то рога дули духовики. Но по части натурализма волынка сделала всех. Игра на волынке с точки зрения физиологии — это цепочка, в начале которой находятся лëгкие самого исполнителя, которые он наполняет воздухом, в середине — мешок из козьей или телячьей шкуры, в которую этот воздух исполнитель перекачивает под давлением, и потом этот воздух поступает не в одну трубку, как это происходит при игре на флейте, кларнете или трубе, а сразу в несколько. То есть, исключительно обходясь ресурсами своего организма волынщик выполняет работу, которую в средние и некоторые последующие века делали специально нанятые люди, которые накачивали воздух в меха органа с помощью специальных педалей или рычагов. Так что игра на волынке - работа физически очень тяжелая, не говоря уже о предельных эмоциональных нагрузках для музыкантов в течение двух сценических часов. И эта небольшая справка о специфике инструмента призвана ещё выше поднять планку уважения и восхищения музыкантами Оркестра волынщиков Москвы. Ставшее уже традиционным для Московского международного дома музыки шоу Оркестра проходит трижды в год на протяжении уже восьми лет. И в этот раз концерт в ММДМ был выстроен как масштабное шоу с хором, симфоническим оркестром, органом, рок-группой, солистками и, разумеется, Оркестром волынщиков с барабанщиками, — в общем это был каскад звуков. Программу концерта выстроили таким образом, чтобы охватить пожелания и вкус всех, кто пришёл в этот вечер в Дом музыки, независимо от уровня культуры, музыкальных предпочтений, возраста и т.д. Поэтому оставалось лишь изумляться жанровым перепадам и контрастам. Прозвучали изумительные аранжировки самых узнаваемых фрагментов из Увертюры "1812 год" Чайковского, переходящие в "Славься" Глинки, и они были абсолютно органичны в таком виде. Действительно, ведь средства — это всего лишь атрибут времени. А уж какими способами выражается пафос — пушками и колоколами в эпоху Чайковского или вступлением хора "Боже царя храни" в сопровождении волынок и рок-группы — какая разница? Фото: Анна Котенкова С одной стороны — исполнялись совершенно небесные произведения. Молодая певица, пока ещё студентка, но уже лауреат многих конкурсов Жанна Худавердян, исполнила номер дивы Плавалагуны из фильма "Пятый элемент", то есть, обработанную для фильма Люка Бессона арию Лючии "Il dolce suono" Доницетти. При этом академически исполненная часть арии показала изумительное владение голосом и вокальную технику юной певицы. Солистка Московского Синодального хора Алёна Кузнечикова исполнила старинный английский гимн "Amazing Grace", написанный в 1779 году Дж. Ньютоном — о ней можно с восхищением сказать лишь одно - то, что называется "богом поцелованная". С другой же стороны — "Ода к радости" из Девятой симфонии Бетховена, произведение, о котором Густав Леонхардт, клавесинист, органист, дирижёр и вообще одна из ключевых фигур музыкального искусства XX века, в своё время сказал: "Непостижимо, как гениальный композитор мог написать такое — ниже падать, по-моему, некуда". Впрочем, легендарный клавесинист ошибся, потому что последующая за Бетховеном кавер-версия песни "Boney M" "Rasputin" в этом смысле переплюнула великого классика. Это ни в коем случае не является каким-либо упрёком в адрес оркестра — это всего лишь разные стороны репертуарного спектра, демонстрация разных возможностей и, в конечном счёте, обращение к разной целевой аудитории. Что же касается чисто профессионального взгляда на работу музыкантов и "идейно-креативной" стороны вопроса, то она выше всяких похвал. Достаточно для начала посмотреть на то, с музыкантами какого уровня сотрудничает команда Артемия Воробьёва. Это симфонический оркестр "Глобалис", в котором традиционно работают лучшие музыканты Москвы и его художественный руководитель и дирижёр Леонид Бутинский, который помимо работы с оркестром известен своими масштабными культурными проектами в области академической музыки и просвещения. Это хор "Voice Fusion" под управлением Михаила Котельникова, который работает на перекрестье самых разных жанров и исполняет музыку самых разных стилей и эпох. И в этом концерте он был абсолютно органичен и в музыке Чайковского, и в песне Пахмутовой, и в композиции AC/DC. Партию органа исполняла выдающаяся органистка Анастасия Браудо, музыкант мирового масштаба, в репертуаре которой есть произведения как классиков эпохи барокко, так и таких композиторов XX века, как О. Мессиан и П. Хиндемит. И то, что со стороны может выглядеть как лёгкость, припопсованность, может быть даже заигрывание с публикой, на самом деле является результатом глубоко продуманной, серьёзной и очень профессиональной работы — от композиторской деятельности до сценографии и интерактива. И каждый, кто придёт на концерт Оркестра волынщиков Москвы, найдёт для себя то, что будет близко именно ему.

Московский Black Sabbath в килтах
© Ревизор.ru