Войти в почту

Андрей Литягин: Суханкина издевалась над моими песнями

Продюсер Андрей Литягин — основатель и бессменный руководитель легендарной группы «Мираж» — выиграл очередной суд у бывшей солистки коллектива Маргариты Суханкиной. «Вечерняя Москва» расспросила артиста, как сейчас обстоят дела с авторскими правами на творчество группы, которая недавно отметила свое 35-летие.

Андрей Литягин: Суханкина издевалась над моими песнями
© Вечерняя Москва

— Андрей, как отпраздновали юбилей своего детища? Какие подарки получили?

— Мы хотим, конечно, отметить этот юбилей. В частном порядке собираемся с группой «Мираж». Но здесь должен быть не просто концерт, должно быть зрелищное шоу. И это не очень простой вопрос. Мы не отказываемся от этой идеи. Ну не получится отметить 35 лет, отметим 36 — ничего страшного! А подарки… Я вообще не думаю о подарках, я к ним абсолютно равнодушен. Лучший для меня подарок — это общение с друзьями, возможность встретиться в каком-то красивом месте.

— А какие отношения у вас складываются с действующим составом группы «Мираж», с Екатериной Болдышевой и Алексеем Горбашовым?

— У нас нормальные отношения, потому что мы заключили все необходимые соглашения. Мне как автору музыки и текстов отчисляется устраивающий меня авторский гонорар за их выступления. Алексей — лучший гитарист, с которым мне когда-либо доводилось работать. А Катя… Вы послушайте, как она спела «Падал белый снег»! Это свежий, струящийся голос, который и должен быть в «Мираже». Я с таким человеком и певицей с удовольствием работал и работаю. Мне нравится, как она поет. Ее голос отвечает моей концепции группы «Мираж» и полностью соответствует образу героини моих песен.

— Вы планируете порадовать поклонников новыми хитами?

—— Я бы написал много красивых песен, если бы разогнали всю эту радиотелевизионную медиамафию. Этих людей нужно убрать, чтобы творчество стало свободным. И тогда я буду писать много!

— Почему именно Маргарита Суханкина считает для себя важным претендовать на произведения группы «Мираж»? Какие у нее для этого основания, по вашему мнению?

— Чтобы ответить на ваш вопрос, я задам вам встречный: а актриса, которая сыграла главную роль в фильме, может претендовать на весь фильм? Балерина, танцующая ведущую партию, может претендовать на весь балет? Думаю, большинство читателей ответит: «Нет, это абсурд!» Так вот Суханкина — это всего лишь «актриса», которая была привлечена для записи одной из главных ролей. Потому что в «Мираже» не все песни были исполнены Суханкиной. В первом альбоме наибольшую часть пела Наталия Гулькина. В последующих альбомах к записи была привлечена Екатерина Болдышева. Поэтому, во-первых, Маргарита — не единственная. Во-вторых, как «исполнительница главной роли» она не может претендовать на произведение в целом. Это здесь, мне кажется, ключевое. Позиция «я это пела, значит, это мое» — это очень простой способ объяснить людям, почему «я хочу и могу». Потому что, да, рядовому слушателю это будет проще всего понять. И еще одно: она может исполнять эти песни, но при условии, что автору будет выплачено авторское вознаграждение за ее концерты. Этого не происходит. Мне попросту не платят деньги, эти деньги забирают себе Маргарита и ее менеджмент. Таким образом они лишают меня законного гонорара.

— Сколько лет Суханкина была «голосом» «Миража»? Как складывались у вас с ней отношения, когда она сотрудничала с коллективом? Вы сходились и расходились.

— Скажу так: Маргарита озвучила часть «Миража». Что касается отношений, то они складывались очень хорошо до тех пор, пока Маргарита считала, что все это продлится бесконечно. Я же не подразумевал, что наши отношения с Ритой (как и с другими певицами) будут длиться всю оставшуюся жизнь. Это не так. Это совершенно нормально, что рабочие отношения длятся какой-то определенный отрезок времени, как контракт у актера. Мы расстались по двум причинам. Первая — профнепригодность. Голос Маргариты испортился. Я много раз просил ее вернуться к оригинальной манере исполнения, а не коверкать песни, но все мои требования игнорировались. Кроме как издевательством над музыкой ее исполнение не назовешь. Вторая причина заключается в том, что на каком-то этапе я понял, что меня обманывают. У коллектива шли концерты, а мне рассказывали, будто они идут с минусом, что проект фактически убыточен. И я принял меры: обратился в суд.

— Теперь у вас есть решение Верховного суда. Что он постановил?

То, что делает Суханкина, незаконно: она не имеет права выступать с моими песнями.

— Я так поняла, что любой исполнитель может приобрести лицензию на произведения группы «Мираж» и исполнять их без проблем.

— Лицензия действует полгода, и Маргарита Суханкина ее сначала купила, а потом решила, что продлевать необязательно и можно исполнять песни незаконно, контрафактно. Аферисты-юристы, которые окружили Суханкину, вместе с продюсерами объяснили, что можно реализовать преступную схему, оставляя автора без гонорара и кладя его деньги себе в карман.

— Сколько стоит лицензия? Как ее приобрести?

— Цена лицензии вариативна, она зависит от того, кто этот исполнитель, что он предполагает делать с этими песнями — снимать клипы, выступать, на каких площадках — одним словом, это предмет переговоров. Приобрести лицензию можно у нескольких юридических лиц. Если вы обратитесь на официальный сайт группы «Мираж», вам подскажут, как это сделать.

— Очередной суд вы выиграли. Остались ли нерешенные вопросы?

— Конечно, остались. По каждому конкретному случаю. Маргарита ездит на корпоративы, к бизнесменам, тайком, без рекламы. В надежде, что мы не узнаем, что она успеет быстрее уехать, чем ее «настигнет рука закона». Это четко разработанная стратегия, но мы будем бороться.

ДОСЬЕ

Андрей Литягин родился 20 сентября 1962 года в Москве. В 1985 году окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-математик» — с красным дипломом. В 1986 году Литягин вместе с поэтом Валерием Соколовым создали легендарную группу «Мираж». Впоследствии по инициативе Литягина из группы выделили проект «Маленький принц». В настоящее время продолжает сотрудничество с группой «Мираж», с солисткой Екатериной Болдышевой и гитаристом Алексеем Горбашовым.

Детали ко портрету Андрея Литягина

Как все начиналось. В студенческие годы, которые пришлись на 1980-е и расцвет диско-музыки, Андрей Литягин был фанатом немецкого дуэта Modern Talking. Литягин мечтал повторить успех кумиров, но только с песнями на русском языке. Для этого музыканту пришлось позаботиться о поиске качественной концертной аппаратуры. В советское время раздобыть «хороший звук» было непросто. Позже появилась первая группа Андрея «Зона активности». Вместе с коллективом Литягин записал пару альбомов в жанре «новая волна» и выступал в студенческих общежитиях, однако потом перешел на более легкий стиль диско, оставив от рока только сильные гитарные партии.

Бескорыстная помощь. Заметную часть времени продюсер посвящает благотворительной деятельности, имеет множество наград, грамот и благодарностей. Однако эту сторону своей жизни Литягин предпочитает не афишировать.

Жениться второй раз не спешит. От первого брака у Андрея Литягина взрослая дочь. С тех пор продюсер не женился. На вопрос «Вечерней Москвы», какой должна быть женщина, чтобы он решился еще раз связать себя узами брака, продюсер отвечает: «Не обязательно связывать себя узами брака. Само определение «узы» подразумевает насилие и несвободу. Брак — дело добровольное, и желание в него вступить придет само. Для этого не нужно соблюдения каких-либо условий. Иначе это уже лицемерие. Любовь случается внезапно и вдруг. Это и есть таинство любви».

Многочисленные солистки «Миража». Уже после основания группы в 1986 году Литягин убедился, что солировать в коллективе должен женский голос. Первой вокалисткой «Миража» стала Маргарита Суханкина, но она покинула группу ради оперной сцены. В дальнейшем солистками становились Наталия Гулькина, Светлана Разина, Наталья Ветлицкая, Ирина Салтыкова. В 1991 году в коллектив пришла Екатерина Болдышева, которая остается в «Мираже» по сей день.