Войти в почту

В Москве показали фильм о забытом русском композиторе, чьи сочинения случайно нашли на блошином рынке в Белграде

Это кино родилось задолго до написания сценария. В тот самый момент, когда филателист и основатель музея в одной из деревушек на западе Сербии Саша Дрндаревич заметил в груде барахла на блошином рынке две необычные тетрадки. В таких еще до Второй мировой войны любили вести личные дневники. Но внутри оказалось нечто большее, чем чьи-то мысли и истории. Ноты романсов и симфонических сочинений.

В Москве показали фильм о забытом русском композиторе, чьи сочинения случайно нашли на блошином рынке в Белграде
© Российская Газета

На обложке удалось прочитать - "Алексей Бутаков, Нюрнберг, 1941-43". Саша мало что понял, но вспомнил - в его коллекции есть марка с изображением русского адмирала Бутакова, может, родственники. "В этот момент шел дождь, и если бы я эти тетради не купил, то они бы намокли и пропали навсегда", - говорит Дрндаревич в одном из первых эпизодов документального фильма "И будет музыка. Алексей Бутаков".

Сценарий к фильму написала журналист и писательница Елена Зелинская, а непосредственно в кадре о судьбе Бутакова рассказывает популярный сербский актер и телеведущий Марко Долаш. Это им первым Саша рассказал о своей сенсационной находке. И это они вместе с продюсером Филиппом Кудряшовым, студией "Вифсаида" и Фондом наследия русского зарубежья решили пойти на поводу невидимого режиссера. Но как снять кино о композиторе, чья музыка еще вчера мокла на блошином рынке? На помощь пришел маэстро Михаил Чернов и руководимый им Малый симфонический оркестр города Москвы. Они расшифровали записи, сделали аранжировку и с подачи кинематографистов исполнили уцелевшие сочинения Алексея Бутакова в Доме русского зарубежья.

Не припомню подобного случая в нашем кино, когда документалисты бы сами спровоцировали восстановление найденных произведений и, по сути, организовали их мировую премьеру. Фрагменты концерта - кульминация фильма.

А до этого мы вместе с Марко Долашом ходим тропами композитора. Вот Петербург, где он жил ребенком, вот Севастополь, откуда эмигрировал вместе со своим отцом, контр-адмиралом Алексеем Бутаковым, вот Белград, где стал знаменитым композитором. Видеоэкскурсия по сербской столице, как история его успеха. Здание Народного театра - здесь работал помощником дирижера, здание белградского радио - стоял у его истоков, ресторан "Русский царь", где аккомпанировал русским знаменитостям, в том числе певице Надежде Плевицкой, которая, как выяснилось потом, была агентом НКВД…

А вот Нюрнберг, бывший лагерь для военнопленных, Бутаков попал в него вскоре после объявленной в Югославии мобилизации. Это здесь он взял в руки те тетрадки, ноты из которых спустя десятки лет совершат путешествие с белградского блошиного рынка в концертный зал Москвы. На самом деле, тетрадей было больше, это уцелели лишь две. Навсегда пропали многочисленные романсы, музыка к сатирическим спектаклям и даже к балету. Впрочем, многое все-таки успело прозвучать в лагере, где заключенные построили в одном из бараков сцену и организовали оркестр. Инструменты выменивали на пайки.

В фильме есть эпизод, как участники лагерного оркестра вместе со своими инструментами идут по заметенным снегом дорогам, - в конце войны заключенных погнали подальше от фронта. Они измождены, падают, кто-то больше не встает, но никто не расстается со своими скрипками, флейтами, валторнами... Это, конечно, постановочные кадры. Но режиссер ленты Денис Чуваев превращает их в мощный образ. И очень своевременный. Войны начинаются и заканчиваются, а музыка вечна.

Премьера фильма в Доме русского зарубежья. Фото: Екатерина Струнилина

И тут мы видим Марко Долаша на его малой родине, в городке Ужице, актер рассказывает историю своего земляка, гитариста, разбившего свою гитару на глазах у немецких фашистов, потому что "музыкант и его инструмент это одно тело, один человек". А затем рассказывает о том, что этот же город подвергся бомбардировкам уже в конце ХХ века, и под бомбежками "такой же гордый серб, Марко Долаш, играл на гитаре" прямо на центральной площади.

И как вызов - даже не обстоятельствам, в которых жил Бутаков, а нам с вами - звучит в фильме единственная уцелевшая запись сочиненного им в лагере романса "Сон и мороз". Музыка напряженная, нервная, но полная надежды. Наверное, так бы мог звучать гимн всего ХХ века, который все никак не может закончиться.

"Бутаков не просто вернулся домой, он вернулся домой очень вовремя. Такое ощущение, что он сам именно сейчас подбросил нам всем свои тетрадки с нотами, чтобы помочь нам понять главное, - говорит продюсер ленты Филипп Кудряшов. - Нам же оставалось сделать так, чтобы голос Бутакова услышало как можно больше наших соотечественников, поэтому - кино".

По словам продюсера, в ближайшее время фильм "И будет музыка. Алексей Бутаков" станет доступным в онлайн-кинотеатрах, а также начнет свое путешествие по российским и международным кинофестивалям.