Войти в почту

Как танцоры из Луганской филармонии выступали перед бойцами в зоне СВО

Артисты ансамбля танца "Рондо" Луганской академической филармонии недавно стали лауреатами международного фестиваля-конкурса сольного танца имени Махмуда Эсамбаева в Грозном.

Как танцоры из Луганской филармонии выступали перед бойцами в зоне СВО
© Российская Газета

Талантливым танцорам также рукоплескали зрители Севастополя, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России. Как юношам и девушкам из края суровых шахтеров и металлургов удалось покорить российскую сцену, "РГ" рассказала балетмейстер-постановщик коллектива Ольга Филипоненко.

Ольга Филипоненко: Наш край - это край тружеников, людей крепкого характера, воли и выдержки. И артисты не исключение. Танцевальный коллектив был основан в 2013 году и задумывался как вспомогательный. Первые постановки сопровождали выступления солистов-вокалистов, ансамбля эстрадной и джазовой музыки. Однако вскоре мы стали выступать с самостоятельными концертными программами. Теперь "Рондо" - единственный в республике профессиональный ансамбль танца.

С началом специальной военной операции артисты филармонии тоже встали в строй. Мужчины сменили балетные туфли на берцы, музыкальные инструменты - на оружие, концертные костюмы - на военную форму. Наши парни служили в 123-м полку, так сейчас именуется вокальная группа, созданная после участия артистов в специальной военной операции, а девушки выступали с концертной программой на передовой и в госпиталях.

Фото: Из личного архива Ольги Филипоненко

Хрупкие танцовщицы совершили невозможное. Они выступали перед солдатами в любой обстановке, даже при 20-градусном морозе. Приехав в одну из частей на передовой, мы поняли, что танцевать просто негде: вокруг поле, трава по колено. Но солдаты не растерялись и предложили выступить на кузовах сдвинутых машин среди танков. Так и сделали. Концерт прошел наилучшим образом. Танцевать, конечно, было страшновато, но этот опыт и радость солдат не сравнить ни с чем.

У вас насыщенная гастрольная программа, и значит, можете сравнивать публику из разных регионов. Чем она отличается?

Ольга Филипоненко: Благодаря тому, что ЛНР теперь в составе Российской Федерации, у нас есть возможность учиться и сотрудничать с хореографами из любой точки страны. Мы посещаем семинары и проходим курсы у профессорско-преподавательского состава лучших учебных заведений.

На сегодняшний день артисты ансамбля танца "Рондо" побывали с гастролями в Оренбурге, Кисловодске, Сочи, Воронеже, Липецке, Калининграде, Карелии, Москве и в других местах. В каждом регионе принимают по-своему. В Крыму особенно жаркая публика, в Оренбурге зрители были очарованы красотой наших костюмов, в Карелии нам внимали очень трепетно, в Грозном колорит и вовсе уникальный: доброта и приветливость, безоговорочное чувство такта и скромность, дисциплина и четкость в организации работы - все это создает атмосферу культуры, которая по сей день хранит свою аутентичность. А наша культура - это открытость и смелость.

Фото: Из личного архива Ольги Филипоненко

Киевский режим сейчас пытается запретить русскую культуру, отменить Гоголя, Чайковского, Пушкина, Лермонтова. А как артисты ансамбля относятся к украинским песням и танцам?

Ольга Филипоненко: Культура создается веками, и отменить ее невозможно. У них ничего не получится. Артисты филармонии продолжают работать над программами, созданными на основе произведений украинских авторов, поскольку Луганщина - это многонациональная земля, где живут не только русские и украинцы, но также армяне, евреи, сербы и другие.

На мой взгляд, именно искусство напоминает людям о том, что самое ценное - это миг между прошлым и будущим, который необходимо ценить. И такой миг, как поется в известной песне, называется жизнь.

Здесь мне хотелось бы вспомнить слова Гоголя: "Я сам не знаю, какая у меня душа, хохляцкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую".

Фото: Из личного архива Ольги Филипоненко

"Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом" - гласит пословица. А о чем мечтает балетмейстер?

Ольга Филипоненко: Еще в пять лет мама отвела меня на танцы, с тех пор я на сцене. Училась в музыкальной школе по классу фортепиано и какое-то время стояла на распутье двух профессий: идти в пианистки или в артистки балета. Танец победил. Окончив Донецкое училище культуры, поступила в Луганскую академию культуры и искусств имени Михаила Матусовского, здесь же прошла отбор в ансамбль "Рондо" и по сей день работаю в филармонии.

Стоит, конечно, рассказать о технической стороне профессии, о многочасовых ежедневных тренировках, репетициях, примерках и прогонах. Это ежедневная работа над своим телом, техникой исполнения различных танцевальных элементов, актерским мастерством и самообразование.

Но все же моя профессия удивительна. Каждый день могу пробовать себя в новой роли, примерять не свойственные мне в жизни образы, сотрудничать с музыкантами, певцами и другими талантливыми артистами.

И постоянный творческий поиск и работа над новыми постановками - это неотъемлемая часть жизни любого артиста. Так и у нас впереди работа над новой сольной программой, посвященной казачьей культуре Луганщины. Возможно, в будущем это превратится в настоящий балет.