Войти в почту

К 90-летию Симфонического оркестра Карельской филармонии

В 2023 90-летний юбилей празднует Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии. Начало Постановление Совета народных комиссаров Автономной Карельской ССР о создании оркестра было опубликовано 10 декабря 1933, и канадский финн композитор Карл Раутио, вернувшийся в Карелию после учебы в США, с энтузиазмом занялся воплощением документа в жизнь. История оркестра неотделима от имен выдающихся дирижеров. Леопольд Теплицкий провел за дирижерским пультом более двадцати лет с момента основания коллектива (до 1955). В оркестре начинали свой творческий путь Александр Дмитриев (работал с коллективом с 1960, в 1962–1971 главный дирижер) и Эдвард Чивжель (1973–1991). Более 40 лет сотрудничал с коллективом в качестве приглашенного дирижера Виталий Катаев (1956–1999). С оркестром связана судьба выдающейся арфистки Ариадны Тугай (работала в оркестре в 1957–1993). Самый северный Все эти годы карельский оркестр был и до сих пор остается единственным большим региональным симфоническим оркестром на Северо-Западе России. Сегодня в его составе 80 музыкантов, большинство из них окончили Петрозаводскую государственную консерваторию имени А.К.Глазунова. Артисты ведут активную сольную и ансамблевую деятельность; многие удостоены почетных званий и государственных наград, являются лауреатами международных конкурсов. Пятеро представителей оркестра в разные годы становились стипендиатами Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства. С сезона 2013/14 оркестр возглавляет дирижер Анатолий Рыбалко. Под его руководством оркестр неоднократно выступал на лучших концертных площадках России, в том числе в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве, Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Художственный руководитель и главный дирижер Анатолий Рыбалко Гастроли и премьеры В свои 90 лет Симфонический оркестр молод, востребован, полон творческих планов. Он является музыкальным брендом Республики Карелия и неизменным хэдлайнером фестиваля «Ruskeala Symphony», принимающим гостей в живописном горном парке на западе республики. В 2023 году оркестр стал инициатором и главным исполнителем в программах фестиваля «Мой Рахманинов» и представил в Карелии все симфонические и концертные опусы великого русского классика. Благодаря поддержке программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» оркестр активно расширяет гастрольную карту по городам и регионам России: в последние годы состоялись выступления в Архангельске, Белгороде, Вологде, Воронеже, Костроме, Сыктывкаре, Твери, Череповце, Ярославле. Юбилейный сезон коллектив начал большим гастрольным туром: помимо Москвы, коллектив дал ряд концертов в городах Урала, а также Ижевске и Кирове. В октябре 2023 оркестр выступил на VII симфоническом форуме России в Екатеринбурге. В сезоне 2023/24 в исполнении оркестра прозвучит симфоническая «классика» В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Э. Элгара, К. Дебюсси, М. Равеля, О. Респиги, С. Барбера, Э. Корнгольда, А. Хинастеры, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Новая музыка Всегда в поле зрения оркестра – редко исполняемая и новая музыка, в том числе написанная специально для Симфонического оркестра Карельской филармонии. Первым опытом заказа музыки в истории оркестра стали три стилистически контрастные симфонические картины, объединенные в одно сочинение под названием «Карельская сюита». Автором первой части, «Мифы и легенды», стал композитор Илья Кузнецов, поэтическое интермеццо «Белая ночь на лесном озере» принадлежит перу Павла Карманова, финальная часть – «Северное сияние» – плод вдохновения Алексея Курбатова. С заметным резонансом прошла мировая премьера Восьмой симфонии Александра Чайковского «Осударева дорога» для симфонического оркестра и мужского хора. Масштабное полотно появилось на свет в год 350-летия со дня рождения Петра Великого и повествует о событиях петровской эпохи, а также о том, как непросто управлять великой страной. Для хоровой партии композитор обратился к оригинальному прозаическому тексту А. Пушкина из «Истории Петра I». #awesome-gallery-103100-1 .asg-filters .asg-filter a { color: #ffffff; background-color: #222222; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-filters .asg-filter.asg-active a { color: #ffffff; background-color: #444444; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-overlay { background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.3); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=30)"; filter: alpha(opacity=30); } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption-wrapper { text-align: center; background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.8); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=80)"; filter: alpha(opacity=80); } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image : hover .asg-image-caption-wrapper { opacity: 1; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption1, #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption1 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption2, #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption2 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-bottom .asg-load-more{ background-color: #222; color: #ffffff; box-shadow: 1.5px 3px 0 0 #eee; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-radius: 0; -webkit-border-radius: 0; -moz-border-radius: 0; -ms-border-radius: 0; -o-border-radius: 0; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { background-color: #888888; color: #cccccc; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-bottom-color: #bbbbbb; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-bottom > div { -webkit-border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -ms-border-radius: 0px; -o-border-radius: 0px; border-radius: 0px; padding: 12px 30px; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption1 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } #awesome-gallery-103100-1 .asg-image-caption2 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } Кликните, чтобы увеличить «Угрюмый край, туманный край… Штрихи к портрету» Солисты, приезжающие для выступлений с оркестром, иногда шутят: «характер у вас нордический». Быть может, в этом есть доля правды: если учесть географическое положение Петрозаводска, то мы видим, что карельский оркестр практически самый северный оркестр России (есть еще «Symphonica ARTica» на одной широте с Петрозаводском, но это за 9 тысяч километров от столицы Карелии). Поэтому неудивительно, что в темпераменте оркестра отзываются некоторые черты, присущие северным людям: сдержанность в выражении эмоций, но в то же время – отзывчивость, быстрая концентрация и стремление работать с полной отдачей. Анатолий Рыбалко: «С 2004 года, когда я первый раз сюда приехал, и по сей момент я очень дорожу неравнодушием оркестра к музыкальному творчеству, искренностью исполнительства и серьезным отношением к репетиционному процессу». В афише ежегодно присутствуют имена северных авторов: Яна Сибелиуса, Эдварда Грига, Карла Нильсена, Хуго Альвена. С момента создания оркестр является первым исполнителем музыки композиторов Карелии. Анастасия Сало, председатель Союза композиторов Карелии: «Один из самых долгих совместных творческих путей в Карелии рука об руку прошли Карельская филармония и Союз композиторов Карелии. Мы — почти ровесники. Невозможно представить творческую жизнь Союза без Филармонии, ежегодно симфонический оркестр, солисты филармонии становятся первыми исполнителями наших новых сочинений. Огромное количество мировых премьер состоялось за столетие! В XX веке с оркестром работали композиторы Леопольд Теплицкий, Карл и Ройне Раутио, Гельмер-Райнер Синисало, позже — Александр Белобородов, Альбин Репников, Эдуард Патлаенко. Сейчас продолжается традиция исполнять музыку молодых авторов наряду с представлением произведений наших мэтров Геннадия Вавилова, Бориса Напреева, Владимира Угрюмова…» Перезагрузка Жизнь не стоит на месте. Оркестр покидают артисты, бывшие наставниками для нескольких поколений молодых музыкантов — Михаил Баш (английский рожок), Анатолий Качалов (бас-кларнет); Раиса Смирнова (виолончель), Валерий Бобков (концертмейстер ударных, директор оркестра); Лилия Елаховская (скрипка), Александр Щербаков (фагот), Марина Сорокина (гобой). На смену начинает приходить молодежь, и настолько активно, что к 2023 средний возраст оркестрантов снизился почти на десятилетие и составляет сейчас 39 лет. Если раньше по окончанию Петрозаводской консерватории выпускники стремились в первую очередь закрепиться в крупных городах, то сейчас все чаще отдают предпочтение карельскому оркестру. Наметилась тенденция возвращения в родной город студентов, окончивших столичные консерватории. Новое поколение с благодарностью перенимает традиции. А говоря о традициях своего коллектива, оркестранты единодушны: «Мы – академический оркестр, где в числе фундаментальных ценностей всегда были атмосфера дружелюбия, поддержка, уважение к мастерам, покровительство и внимание в отношении к младшим. Когда связь поколений существует —оркестр есть!» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Материал подготовлен пресс-службой Симфонического оркестра Карельской филармонии специально для «МО»

Запись К 90-летию Симфонического оркестра Карельской филармонии впервые появилась Музыкальное обозрение.