Войти в почту

В кинотеатре "Художественный" рассказали об истории ВГИКа

Весь год Музей Эльдара Рязанова проводил бесплатный лекторий, приуроченный к Году педагога и наставника. В Самаре выступили федеральные эксперты в сфере кино. Например, Станислав Дединский рассказывал о появлении анимации в России, Дина Харькова - о работе художников по костюмам в фильмах Рязанова, Максим Семенов - о зарождении советского авангарда, Кирилл Горячок - о первооткрывателе документального кино Дзиге Вертове и его школе "киноков". Последнюю в этом году лекцию посвятили истории кинообразования в России и учебному заведению, известному сейчас как Всероссийский государственный институт кинематографии имени Сергея Герасимова. Эту старейшую в мире киношколу открыли в 1919 году. Ее основателями и первыми преподавателями были режиссеры, классики советского кинематографа Владимир Гардин, Василий Ильин, Ольга Преображенская и Лев Кулешов. Каждый из них привносил в обучение свои теории и открытия, разрабатывал особые программы, а также позволял студентам участвовать в экспериментах. Здесь преподавали основоположник звукового кино Леонид Оболенский, теоретик операторского мастерства Владимир Нильсен, революционер отечественного и мирового кино Сергей Эйзенштейн, создатель и руководитель кафедры кинодраматургии Валентин Туркин, основатель кафедры киноведения Николай Лебедев и другие выдающиеся личности. - В этом году мировому кинематографу исполнилось 128 лет, - рассказала Наталья Рябчикова. - За это время он прошел разные этапы: сначала был аналоговым, немым и черно-белым, потом в разные периоды добавлялись звук, цвет и трехмерное изображение. Каждый раз по мере его преображения людям приходилось решать, как работать с новыми технологиями, какие возможности появляются, а какие исчезают. Исследованиями занимались и преподаватели ВГИКа, которые изучали разные направления кинематографа. Они были и практиками, и теоретиками-основателями многих фундаментальных работ. Многие кинематографисты попали под репрессии. В ходе массовой политической кампании конца 1940-х годов были объявлены "космополитами" и (в лучшем случае) лишились работы и статуса. Другим стены института помогли укрыться от гонений, довести свою работу до конца и выпустить достойных студентов. - Следующий большой этап, который мы проживаем, - это цифровой кинематограф, - отметила лектор. - Он одновременно и высвобождает мастеров, и ограничивает их. Сейчас он стал глобальным и демократичным в плане того, кто может делать кино. Такая тенденция уже наблюдалась в начале развития кинематографа, в конце XIX - начале XX века. Получается, в какой-то мере мы ушли очень далеко от того, что было раньше, а в какой-то, наоборот, приблизились, но уже на новом этапе. После лекции гости посмотрели комедийный фильм "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (12+). В 1924 году по сценарию Николая Асеева его снял Лев Кулешов вместе со своими учениками. Лекторий продолжится в следующем году. В конце января историк кино Виктор Зацепин расскажет о мистике в немецком кинематографе (12+).

В кинотеатре "Художественный" рассказали об истории ВГИКа
© СОВА