Войти в почту

Пес сидел на ветке: На экраны выходит анимационный фильм "Великолепная пятерка"

В марте выпустив на экраны анимационный фильм "Коты Эрмитажа" и в декабре игровую комедию "Новогодний шеф", режиссер Василий Ровенский предлагает новые анимационные приключения в "Великолепной пятерке" - снова в полнометражном мультике. На этот раз - про собак, тусующихся возле Большого театра. Как и фильм об Эрмитаже, новая картина хороша уже тем, что играючи привлечет детишек к искусству - на этот раз к балету.

Пес сидел на ветке: На экраны выходит анимационный фильм "Великолепная пятерка"
© Российская Газета

Сценарий снова написал сам режиссер. Без особого божества-вдохновенья, но с точным прицелом на просветительскую миссию кино. Прорисованные до мельчайших деталей сцены из "Лебединого озера" пленяют изяществом и пластикой - как им и положено, они похожи на волшебную сказку. Детально прорисована и старая имперская Москва; хотя в фильме она больше напоминает имперский Петербург, рассматривать ее бесчисленные панорамы и познавательно, и увлекательно.

Менее строен выбранный Ровенским авантюрный сюжет. Хотя он косвенно рассказывает зрителям о малоизвестной оборотной стороне Прекрасного - о паучьей банке, известной как закулисье Большого театра. Все действие вращается вокруг интриг одной злобной балерины, которая снята с партии Одетты-Одиллии и вынуждена уступить свою толику славы молодой и гениальной танцовщице Анастасии. Отвергнутая объявила себя баронессой и затаила жажду мести. Она подговорила сообщника украсть из покоев Анастасии драгоценную диадему самой Екатерины Великой, которая должна украсить балерину в апофеозе спектакля. Зловещий план сорвет любимая собачка Анастасии финтифлюшистая Марго: в компании уличных бродячих псов она совершит чудеса ловкости, заодно полюбив самого изобретательного из новых знакомцев - бывшего циркового песика Самсона.

Узнаете контуры знакомого сюжета? Может, фильм лучше было бы назвать "Пять хвостатых мушкетеров"?

Чем хороша анимация - она не вызывает вопросов. Но хотя у непревзойденного Диснея зверушки заняты только своим делом (белки добывают орешки, филины ухают, а зайцы скачут), - зачем нам уроки мировой классики! И в новейших наших мультиках собаки карабкаются на деревья, как кошки, и, как дрозды, летают в небесах. Не стану утверждать, что это признак прогресса нашей анимации, но - допустим: фантазия по идее безбрежна.

Фильм рассчитан на безусловные рефлексы зрителей и действует на них безошибочно. Скажем, погоня даже в мультике - верный выплеск адреналина. И когда отважная Марко веселым аллюром скачет по московской брусчатке, торопясь на выручку попавшим в беду товарищам, даже взрослый наблюдатель испытает что-то вроде волнения за малышку и за томящихся в застенках героев. И когда тупые псы-надсмотрщики в собачьей тюряге будут посрамлены - нахлынет что-то вроде чувства свершившейся справедливости. Ну, а зрители, которым до восемнадцати еще жить и жить, тем более будут в восторге.

Художник фильма Татьяна Толстошеина, как и в "Котах Эрмитажа", привержена фотографическому стилю рисунка во всем, что касается фона, и имитации кукол в изображении героев. Они не так пластичны, движутся словно на шарнирах, и в них нет тепла человеческого рукоделия - они не кажутся живыми. Поэтому и нет вопросов, каким образом собачка Марго с ее точеными, как у рояля, лапками свободно ходит по веткам деревьев, - она больше похожа на персонаж картонажного детского "театра", чем на существо из анимационного (в переводе, напомню, - одушевленного) мира. Вообще, переход от рисованного мультипликационного кино к компьютерному у нас проходит болезненно (фильмы теряют художническую индивидуальность) и грозит окончательной стандартизацией, обезличиванием и обездушиванием жанра.

Драматургия картины, как мы видели, способна увлечь хотя бы потому, что откровенно копирует историю с мушкетерами, спасающими подвески королевы ради прекрасной Констанции Бонасье невзирая на козни зловредной Миледи. Но работает она в основном в эпизодах действия, а в целом герои для мультфильма слишком болтливы - диалоги не блещут ни юмором, ни литературными находками, изобилие никуда не ведущих текстов и статики в почти полуторачасовом фильме может раньше времени наскучить.

Много фоновой музыки (композитор Антон Грызлов), хорошо поддерживающей динамику погонь, но перетягивающей на себя одеяло, затыкая дыры в драматургическом развитии. И очень хороша песенка на финальных титрах, прелестно аранжировавшая мелодию "Танца маленьких лебедей" - в ней есть тот теплый юмор, которого так болезненно не хватало фильму.