Войти в почту

Самые ожидаемые фильмы 2024 года. "Мастер и Маргарита"

Безусловным лидером в рейтинге зрительских ожиданий у нас стала новая, третья по счету российская экранизация романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Зачем понадобилась еще одна - будем судить после просмотра, он уже не за горами: премьеру обещают 25 января 2024 года.

Самые ожидаемые фильмы 2024 года. "Мастер и Маргарита"
© Российская Газета

Сюжет этот, как и описанная мастером "нехорошая квартира", заколдован. Удовлетворившего всех результата ни в кино, ни в театре не удавалось достичь пока никому. Первым отважился югославский режиссер Александр Петрович, в 1972 году поставивший в копродукции с Италией адаптированную версию с Уго Тоньяцци в роли Мастера. Для фильма были отобраны только московские эпизоды и полностью опущены сцены с Иешуа.

Об экранизации "Мастера и Маргариты" мечтал Элем Климов, свой вариант прикидывал Эльдар Рязанов, но оба отказались от идеи, понимая, что магия романа имеет чисто литературную природу и не передается менее пластичным киноэкраном.

Тем не менее новая попытка кинематографа освоить заколдованный роман была предпринята в Польше в 1988 году - режиссер Мацей Войтышко снял 4-серийный телефильм Mistrz i Małgorzata, в роли Воланда там был Густав Холоубек ("Гангстеры и филантропы"). А еще раньше, почти одновременно с Петровичем, сам Анджей Вайда перенес на экран мотивы романа в фильме "Пилат и другие", взяв за основу сюжетную линию с Иешуа и Прокуратором - фильм был снят для немецкого телевидения.

В 1994-м огромный трехчасовой фильм снял Юрий Кара - думаю, его версия до сих пор остается, хоть и несовершенной, но лучшей: у нее была своя магия. Мастера и Маргариту сыграли Виктор Раков и Анастасия Вертинская, Воланда - Валентин Гафт, Понтия Пилата - Михаил Ульянов, музыку написал Альфред Шнитке, что уже обеспечило картине дыхание искусства большого и многозначного, бездонного. Но фильм постигла беда: правообладатели наследия Булгакова заявили, что не давали разрешения на экранизацию. Фильм лег на полку и смог выйти к зрителям почти через два десятилетия, когда его технические и во многом эстетические качества заметно устарели. Причем в прокат он вышел в резко сокращенной по требованию продюсеров версии, потеряв многие ключевые сцены. Я видел оба варианта и могу свидетельствовать, что полная версия была действительно хороша.

Фильм Кары оказался в невыгодном положении еще и потому, что в 2005-м был снят телесериал Владимира Бортко. С моей точки зрения, он был менее удачным, но к широкой публике вышел на шесть лет раньше - он и снял все сливки массового успеха. Александр Галибин и Анна Ковальчук сыграли Мастера и Маргариту, Олег Басилашвили был Воландом, Кирилл Лавров - Понтием Пилатом.

Нынешнюю экранизацию собирался снимать Николай Лебедев, режиссер таких фильмов, как "Звезда", "Легенда № 17", ремейк "Экипажа". Но возникли проблемы с финансированием, и он отказался от этого проекта, который довел до победного конца Михаил Локшин, от которого после триумфа "Серебряных коньков" ждали новых зрелищных фильмов. То, что он с блеском осуществит легендарные эпизоды бала у Сатаны и полетов Маргариты над Арбатом, ни у кого нет сомнений (эти эпизоды впечатляли и в фильме Юрия Кары). Уцелеют ли, не померкнут ли в этом блеске глубинные философские тексты Булгакова - опять-таки покажет премьера.

В ролях Мастера и Маргариты мы увидим Евгения Цыганова и Юлию Снигирь, Воландом стал немецкий актер Аугуст Диль, Понтием Пилатом - датский Клаес Каспер Банг, известный по роли Кристиана в фильме Рубена Эстлунда "Квадрат". Кота Бегемота впервые сыграет кот Кеша.

Поначалу новую версию хотели назвать "Воланд". И действительно, в романе фигура Мессира - ключевая, центральная, именно он выручает главных героев из лап жесткой сталинской системы, Воланд по мнению многих оказался наиболее ярким образом книги. Но в конце концов фильму было возвращено название литературного оригинала.

Судя по просочившимся в прессу сведениям, акцент в фильме сделан все-таки на линию преданной любви Мастера и Маргариты, а Воланд сначала предстанет просто как заехавший в Москву 1930-х иностранец, а Сатаной он станет уже на страницах загадочной книги, которую пишет Мастер.

Бюджет фильма на сегодняшний день рекордно велик - он превышает миллиард рублей.