Войти в почту

75 лет со дня рождения Андрея Чистякова

4 января — 75 лет со дня рождения дирижера Андрея Николаевича Чистякова (4.01.1949 – 29.11.2000). Коренной ленинградец, он окончил Хоровое училище имени Глинки, в 1971 — дирижерско-хоровой факультет Ленинградской консерватории, в 1976 — отделение оперно-симфонического дирижирования, в 1978 — ассистентуру-стажировку (класс Ильи Мусина). В 1978 Чистяков был назначен художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии (ныне Уральский академический филармонический оркестр), в 29 лет возглавив один из лучших оркестров СССР. С 1988 Андрей Чистяков — дирижер Большого театра СССР и России. В репертуаре дирижера было более 40 оперных и балетных постановок. Среди них «Иван Сусанин» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Млада», «Царская невеста», «Золотой петушок» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин» Чайковского, «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» Рахманинова, «Богема» Пуччини, «Норма» Беллини, «Игроки» Шостаковича; балеты «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Конек-горбунок» Щедрина, «Эскизы» Шнитке, «Шопениана»… В концертном репертуаре — более 120 симфонических произведений: «Бранденбургские концерты» Баха, симфонии Гайдна, все оркестровые сочинения Бетховена, Шуберта, Брамса, партитуры Берлиоза, Малера, Глинки, Мусоргского, Чайковского, Танеева, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Шнитке, Губайдуллиной, Денисова, Кобекина, Лобанова… Конерт Свердловского оркестра 10 ноября 1980 года, дирижер Андрей Чистяков. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича В 1995 Андрей Чистяков создал и возглавил Симфонический оркестр имени Рахманинова. Как приглашенный дирижер он работал с оркестрами в России (в том числе с РНО, БСО им. Чайковского, оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний) и за рубежом. С 1995 был музыкальным руководителем ежегодного балетного фестиваля в Миккели (Финляндия). Гастролировал, участвовал в фестивалях во Франции, Германии, Бельгии, Великобритании, Италии, Испании, Австрии, Португалии, Словакии, Болгарии, Японии. В дискографии Андрея Чистякова — оперы Рахманинова, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Серова, многие другие шедевры мировой оперной, балетной, симфонической классики; фильм-балет «Возвращение Жар-птицы» (1994, режиссер Андрис Лиепа), включающий балеты «Шехерезада» Римского-Корсакова, «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского в постановке Михаила Фокина, музыку Чайковского к сказке Островского «Снегурочка». В 1990-е годы маэстро сотрудничал с французской звукозаписывающей фирмой Le Chant Du Monde в московском филиале «Русский сезон». Андрей Чистяков был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1986), народного артиста Российской Федерации (1999). В 2001 посмертно награжден Золотой медалью Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в области оперного дирижирования и огромный вклад в просветительство». Последний спектакль в Большом театре — балет «Конек-горбунок»Чистяков провел 18 ноября 2000: за 10 дней до ухода из жизни. Профессиональные и человеческие качества Андрея Чистякова высоко ценили коллеги. «Андрей Чистяков был одним из немногих наших дирижеров, который страшно переживал за свои спектакли. Его волновала каждая неточно сыгранная восьмая, шестнадцатая, невыполненный музыкальный нюанс. Он принимал близко к сердцу, если что-то не получалось у солистов, взваливая всю тяжесть ответственности за спектакль только на себя» (Зураб Соткилава). «Андрей Чистяков был замечательным, ясным музыкантом, честным профессионалом высочайшего класса, неповторимым и незабываемым» (Николай Петров). «Ему очень шел фрак, он умел его носить и был в нем безукоризненно элегантен и артистичен. Но при этом вспоминается, как Андрей приходил на запись в какой-то легкомысленной курточке, веселой кепочке — здоровался, улыбался ослепительной улыбкой и быстро уходил в дирижерскую комнату. И через некоторое время выходил к оркестру очень собранным, серьезным, в темной свободной блузе, в которой был похож на истинного мастерового, которого ждала тонкая ювелирная работа. Таким он и остался у нас в благодарной памяти: блистательный Маэстро и подвижник, незаменимый Мастер, удивительный человек…» (Евгений Баранкин, музыковед, в 1989–2005 – артистический Российско-французской фирмы звукозаписи «Русский сезон». «МО», 2000, № 12). «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись 75 лет со дня рождения Андрея Чистякова впервые появилась Музыкальное обозрение.