Войти в почту

«Самое страшное – прозевать прекрасное»: 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова

100 лет назад родился кинорежиссер и художник – обе ипостаси в нем существуют нераздельно – Сергей Параджанов (1924-1990). Представитель поэтически-живописного направления «советской новой волны». Автор фильмов на материале молдавской, украинской, армянской, грузинской, азербайджанской литературы и фольклора, ставший классиком национального кино сразу в нескольких странах. Юбилей Параджанова включен в Календарь юбилеев знаменитых людей и важных событий ЮНЕСКО в 2024-2025. В Армении к 100-летию Параджанова была создана межведомственная комиссия для проведения памятных мероприятий: председатель – руководитель аппарата премьер-министра Армении Араик Арутюнян. Запланировано более 30 программ, в том числе научная конференция, издание монографии, кинопоказы, театральные постановки, фотовыставка. 9 января 2024 в фойе Дома кино состоялась торжественная церемония открытия памятника Параджанову (скульптор – Ара Алекян) и выставка «Джоконда: метаморфозы» Давида Галстяна (диалог с циклом коллажей Параджанова «Некоторые фрагменты из жизни Джоконды»). Сергей Иосифович Параджанов (Саркис Овсепи Параджанян) родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) 9 января 1924 в семье армянского антиквара Иосифа (Овсепа) и Сиран Параджановых. После окончания школы некоторое время работал на тбилисской фабрике «Советская игрушка» (в дальнейшем он часто использовал кукол в своих инсталляциях). Учился на вокальном факультете сначала в Тбилисской (1943), затем в Московской консерватории (1945). В 1946 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. А. Савченко, вместе с М. М. Хуциевым, В. Н. Наумовым, А. А. Аловым, Ю. Н. Озеровым и др. В 1955 Параджанов женился на семнадцатилетней дочери советского дипломата Светлане Щербатюк. 10 ноября 1958 у них родился сын Сурен (1958-2021). Мировая известность пришла к Сергею Параджанову после съемки фильмов «Тени забытых предков» (1965) по мотивам произведений М. М. Коцюбинского и «Цвет граната» (1968). Две притчи-фантазии – о любви «гуцульских Ромео и Джульетты» и жизни армянского поэта Саят-Новы – рассказаны уникальным визуальным языком: поток ярких и мощных кадров-картин, перетекающих друг в друга на киноленте. #awesome-gallery-103714-1 .asg-filters .asg-filter a { color: #ffffff; background-color: #222222; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-filters .asg-filter.asg-active a { color: #ffffff; background-color: #444444; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-overlay { background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.3); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=30)"; filter: alpha(opacity=30); } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption-wrapper { text-align: center; background-color: #000; background-color: rgba(0, 0, 0, 0.8); -ms-filter: "progid:DXImageTransform.Microsoft.Alpha(Opacity=80)"; filter: alpha(opacity=80); } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image : hover .asg-image-caption-wrapper { opacity: 1; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption1, #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption1 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption2, #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption2 a{ color: #ffffff; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-bottom .asg-load-more{ background-color: #222; color: #ffffff; box-shadow: 1.5px 3px 0 0 #eee; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-radius: 0; -webkit-border-radius: 0; -moz-border-radius: 0; -ms-border-radius: 0; -o-border-radius: 0; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { background-color: #888888; color: #cccccc; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-bottom .asg-all-loaded { border-bottom-color: #bbbbbb; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-bottom > div { -webkit-border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -ms-border-radius: 0px; -o-border-radius: 0px; border-radius: 0px; padding: 12px 30px; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption1 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } #awesome-gallery-103714-1 .asg-image-caption2 { font-size: 14px; line-height: 1.4; } «Я всегда был пристрастен к живописи и давно уже свыкся с тем, что воспринимаю кадр как самостоятельное живописное полотно. В своей практике я чаще всего обращаюсь к живописному решению, но не литературному. И мне доступнее всего та литература, которая по сути своей сама – преображенная живопись. Мы обедняем себя, мысля только кинематографическими категориями. Поэтому я постоянно берусь за кисть, поэтому я охотнее общаюсь с художниками, композиторами, чем со своими коллегами по профессии. Мне открывается другая система мышления, иные способы восприятия и отражения жизни. Вот когда чувствуешь, что кино – синтетическое искусство. Это одна из возможностей уходить от себя, от своих удач и ошибок – уходить от стандарта, от сложившегося и привычного мира» (С. Параджанов «Вечное движение» // Журнал «Искусство кино» № 1, 1966). «Пошлите меня в Африку, и я сниму лучший африканский фильм, я вам напридумываю кучу старинных папуасских ритуалов, не хуже, чем гуцульских в “Тенях забытых предков”» (Цит. по: С. Параджанов. Гранат Любви. М., 2019). 5 февраля 1973 председатель украинского КГБ В. В. Федорчук направил первому секретарю ЦК КПУ В. В. Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов пытался заступиться за диссидента И. М. Дзюбу. В более поздних записках говорилось, что режиссер открыто критиковал советскую власть. 17 декабря 1973 Параджанов был арестован по сфабрикованному обвинению в разврате и следующие 4 года провел в исправительных колониях. «Уже четыре месяца на зоне. Я смешон. Не умею материться, нет наколок… В лагере 1000 человек разных судеб и ужасов. Всё это похоже на Босха» (из письма С. Параджанова сестре Рузанне, июль 1975). В тюрьме режиссер продолжал творить: рисовал, делал коллажи из мусора и монеты с гравировкой из крышек от кефира (так называемые «параджановские талеры»), написал несколько новелл. После суда над Параджановым поднялась международная общественная кампания за его освобождение, которую возглавила Лиля Брик. Она подключила к делу не только западную прессу, но и мужа своей сестры Эльзы Триоле – писателя-коммуниста Луи Арагона. Письма в поддержку Параджанова отправляли Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Луис Буньюэль, Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун и др. Кинорежиссер Рубен Геворкянц: «В Париже был создан Международный комитет по освобождению диссидента Параджанова. Лиля Брик упросила Луи Арагона замолвить слово за опального режиссера перед самим Брежневым. Когда Леонид Ильич в ложе Большого театра великодушно спросил у французского писателя: “У вас есть какие-нибудь пожелания?” – тот ответил: “Освободите, пожалуйста, Параджанова”. Брежнев искренне удивился: “А кто он такой?” Два месяца его разыскивали по колониям и выпустили 30 декабря 1977. В колониях строгого режима он отсидел 4 года и 12 дней. Другу Тарковскому он советовал: “Андрей, тебе нужно посидеть в тюрьме. Хотя бы год. Чтобы многое понять по-настоящему”». Выйдя из заключения в 1977, Сергей Иосифович поселился в Тбилиси. Посещать Москву, Ереван и Киев ему было запрещено, однако в октябре 1981 он все же поехал в столицу на спектакль Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» в театре на Таганке. В своей речи на обсуждении спектакля он критиковал власть и ее культурную политику. В феврале 1982 режиссера посадили в тюрьму в Тбилиси по сфабрикованному делу о взятке. Новый арест вызвал большой резонанс, и после обширной кампании по освобождению режиссера тот вышел на свободу спустя 9 месяцев. Параджанов оказался без малейшей возможности заработка. Рассказывают, что однажды он послал телеграмму: «Москва. Кремль. Косыгину. Поскольку я являюсь единственным безработным кинорежиссером в Советском Союзе, убедительно прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу, возможно, стану родоначальником в иранском кино. Параджанов». Сергей Параджанов вернулся в кинематограф лишь в 80-е, после 15-летнего перерыва, сняв в том числе фильмы «Легенда о Сурамской крепости» (1984) и «Ашик-Кериб» (1988) по мотивам сказки М. Ю. Лермонтова. Первоначально режиссер собирался экранизировать другое произведение Лермонтова – поэму «Демон», сценарий по которой написал еще в 1960-х. 7 июня 1989 состоялся первый день съемок фильма-автобиографии «Исповедь», сценарий к которому был написан в 1969. Было отснято 300 метров рабочей пленки. На следующий день режиссер начал кашлять кровью. Параджанову диагностировали рак легких. Прожив еще год и перенеся несколько операций, 20 июля 1990 режиссер скончался. Оригинальный негатив «Исповеди» включен в документальный фильм Михаила Вартанова «Параджанов: Последняя весна» (1992). Эскизы к неснятым фильмам, наряду с другими художественными работами – коллажи, ассамбляжи, инсталляции, мозаика, куклы, шляпы, картины – и тюремными рисунками, хранятся в Музее Параджанова в Ереване. Дом-музей находится на вершине Разданского ущелья – с видом на горы и небо – а во внутреннем дворе посетителей встречает пустой стол и фотография Параджанова за решеткой с простертыми в объектив руками. Режиссер сам выбрал это место для собственного дома и музея, который открылся в 1991 – через год после его смерти. В фойе музея выставлены фотографии именитых посетителей: Тонино Гуэрра, Фанни Ардан, Жерар Депардье, Кшиштоф Пендерецкий… «МОЯ ВИНА! В том, вероятно, что родился. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги и всё – с балкона детства. Потом города, ангины, ты и до тебя, потом бесславие и слава, некоронование и недоверие». (письмо С. Параджанова жене Светлане, март 1976) Микеланджело Антониони, кинорежиссер «”Цвет граната” Параджанова, на мой взгляд, одного из лучших режиссеров современности, поражает совершенством красоты. Его вклад в мировое кино состоит прежде всего в том, что он создал уникальный кинематографический язык. Мир фильмов Параджанова – это волшебное сочетание цвета, пластики, музыки и слова. В кадрах его картин – энциклопедическое знание восточной культуры и искусства, буйство фантазии». Алла Демидова, актриса «Конечно, он был уникальным кинорежиссером, но в душе он был художником-мистификатором. Он любил делать из своей жизни легенды. В этом он похож на Сальвадора Дали… Вообще, все, чего касались его руки, надо вставить в раму, ибо все это произведения искусства». Тонино Гуэрра, писатель и сценарист «Каждое общение с ним я воспринимал как очередное знакомство. Оно касалось его волшебного присутствия, которое ощущал всегда и везде, где бы ни находился, – дома, в Италии, Москве, Тбилиси… Я дышал воздухом его сказок… <…> Cергей наполнял мир ирреальностью. Одно его присутствие словно говорило: всё, что мы видим, – это мало. Надо додумывать и идти дальше по тропе своих воспоминаний и фантазий». Жан-Люк Годар, кинорежиссер «В кино есть изображение, свет и реальность. Параджанов был мастером и хозяином этого храма». Вениамин Смехов, актер «…1987 год, Тбилиси, мы возвращаемся по ул. Коте Месхи от Сергея, и меня осеняет: Параджанов не человек “из жизни”, он – случайно уцелевший персонаж из мифов Древней Греции! Только там найдутся странные похождения-превращения Зевса, невероятные истории Ариона, Ганимеда… Там денежная единица (между прочим) называется «талант», а нехорошее слово “оргия” – всего лишь мера длины, примерно в рост Параджанова, 1 метр 86 сантиметров…» Андрей Тарковский, кинорежиссер «Он делает искусство из всего: накроет стол к ужину – искусство, поставит в стакан засохшую ветку – искусство, сдвинет кадр всего на сантиметр – и вы ахнете…». «В чем секрет этой красоты? Спонтанность. Когда ему приходит в голову идея, он не занимается планированием, организацией или оценкой того, как ее лучшим образом реализовать. Нет разницы между идеей и воплощением. Эмоция, запустившая творчество, превращается в нечто законченное без единой пролитой капли. Она предстает в своей изначальной чистоте, непосредственности и наивности». Екатерина РОМАНОВА Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись «Самое страшное – прозевать прекрасное»: 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова впервые появилась Музыкальное обозрение.