Войти в почту

И что почитать в этом жанре

Жизнь иногда подкидывает сюжеты, которых не придумает даже самый одаренный писатель. Во многом поэтому так популярны книги, основанные на реальных событиях. Но переосмыслить действительность можно и по-другому: сосредоточившись на эмоциях и переживаниях героя, а не на сюжете как таковом. Рассказываем, что такое автофикшн и чем этот жанр отличается от биографий.

.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }

Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет

Что такое автофикшн и как он появился

Автофикшн — это жанр на стыке биографической и художественной литературы. В произведениях могут присутствовать элементы автобиографии, дневниковых записей, эссе, документальной и художественной прозы.

Автор переносит в текст собственный опыт, черты характера, реальные события и явления. Но у него нет задачи описать все с максимальной точностью, соблюсти хронологию или указать имя любимой бабушки. В автофикшне важно передать эмоции, переосмыслить свой опыт в художественной форме. В этом жанре вымысел и действительность сплетаются воедино: вы знаете, что некоторые события и персонажи реальны, но какие именно, известно только самому автору.

Термин «автофикшн» впервые использовал французский писатель Серж Дубровский. В 1977 году в аннотации к своему роману «Сын» он писал:

«Автобиография? Нет. Автобиография — привилегия, оставляемая важным деятелям этого мира, сумеркам их жизни и красивому стилю. Перед вами — вымысел абсолютно достоверных событий и фактов; если угодно, автофикшн [autofiction], доверивший язык авантюры авантюре языка, за пределами синтаксиса романа, будь то традиционного или нового».

Хотя термин появился только во второй половине семидесятых, произведения в этом жанре существовали и раньше. Сам Дубровский отмечал:

«Если я изобрел слово и понятие, то я ни в коей мере не пытался навязать новый жанр. По сути дела, уже Руссо писал автофикшн, когда сказал в «Исповеди», что позволял увлечь себя письму и воображению».

Но в таком случае что вообще считать автофикшном? Любые произведения, где переплетаются вымысел и жизненный опыт автора? Как отмечается в статье «Критика и вымысел: опыт автофикшна. Серж Дубровский и Реймон Федерман», жанр осмысляется прежде всего как «гибридная практика, совмещающая вымышленное и фактографическое в автобиографическом дискурсе». Однако в период зарождения автофикшн был связан не столько с трансформацией автобиографического жанра, сколько с литературной рефлексией личной или коллективной травмы.

Особенности жанра

Главная характерная черта жанра — нечеткая граница между реальностью и вымыслом. Автор может взять за основу события своей жизни, но, например, дать герою другое имя — так поступила Сильвия Плат в романе «Под стеклянным колпаком». Можно ввести новых участников событий или «склеить» нескольких реальных людей в одного персонажа, рассказать о том, чего никогда не происходило. Как правило, это делается, чтобы показать читателю искренние эмоции и ощущения автора.

Другая особенность автофикшна — отказ от привычных форм сюжета. Текст может быть организован за счет опорных образов, ключевых фраз, сочетания предметов или людей в пространстве. В таких произведениях акцент, как правило, делается не на глобальных событиях, а на повседневной жизни и связанных с ней переживаниях. Автор может задавать условия, в которых существует герой, но при этом отказываться от сторителлинга как такового.

Еще один характерный элемент — повествование от первого лица. Это позволяет ярче и точнее передать эмоции персонажа, сфокусироваться на его рефлексии. А в некоторых случаях еще больше размывает грань между вымышленным и реальным.

И последняя особенность, которую мы здесь рассмотрим, — сплетение разных жанров, приемов и форматов. В одном произведении могут переплетаться стихи и проза, эссе и дневниковые заметки, письма — все зависит от целей и фантазии автора.

Что почитать в этом жанре

«Конец света, моя любовь»

Алла Горбунова

Издательство: «Новое литературное обозрение», 2020

Сборник рассказов, который сделал Аллу Горбунову одной из ведущих российских авторов в жанре автофикшн. В ее текстах переплетаются реальность и мистика: эпизоды из жизни автора сменяются — и дополняются — историями о нечисти, двойниках, сновидениях и воображении.

«Память девушки»

Анни Эрно

Издательство: No Kidding Press, 2022

Анни Эрно, лауреат Нобелевской премии по литературе 2022 года, называет этот роман одним из самых важных в своем творчестве. Она вспоминает 1958 год и свой первый сексуальный опыт, обернувшийся для нее депрессией. Анни Эрно переосмысляет свое прошлое, предлагая читателям задуматься о собственном опыте взросления и близости.

«Нью-йоркский обход»

Александр Стесин

Издательство: «Новое литературное обозрение», 2020

Александр Стесин — поэт, прозаик и врач-онколог. В книге «Нью-йоркский обход» он рассказывает о работе в различных госпиталях Нью-Йорка. Многие сотрудники и пациенты принадлежат к совершенно разным культурам и социальным слоям, сталкиваются с разными проблемами и трудностями. Автор рассказывает и об их опыте, и о собственном.

Курсы, где учат писать о себе

Писательская лаборатория «Автофикшн»

Организатор: Band

Начало: март 2024

На курсе вы узнаете о приемах и инструментах автофикшна, научитесь работать с композицией и поймете, как найти собственный уникальный голос. А еще напишете 7 автофикшн-историй — обо всем, о чем захотите рассказать.

Автофикшн: как писать о себе современным языком

Организатор: Creative Writing School

Начало: апрель 2024

Курс писательницы Ольги Брейнингер. За 8 недель вы разберетесь, чем автофикшн отличается от смежных жанров, научитесь создавать собственные истории, переплетать реальность и вымысел. На курсе будут творческие задания, лекции и вебинары, а также сообщество учеников, где можно обсудить свои и чужие тексты.