Войти в почту

В "Заячьем царстве" Елены Сафроновой Пушкин стал Мазаем

О мероприятиях с собственным участием журналисты не должны делать репортажи. Но не бывает правил без исключений. "Взяв слово", я прежде всего скажу очень важную вещь, которую не стала озвучивать на презентации, потому что мероприятие было адресовано детям, и не хотелось его омрачать. Выставка "Заячье царство" лично для меня – дань памяти моему мужу Вячеславу. В первые же дни нашей совместной жизни он проникся моей любовью к собиранию ушастиков, превратил это дело в наше семейное хобби и активнейшим образом присоединился к нему. Слава не только покупал зайчиков повсюду, куда ездил по делам или отдыхать, но и выработал принципы для пополнения коллекции: приобретать не абы каких зайцев, а только самых оригинальных, нестандартных, уникальных по изготовлению, по материалу, по истории. Он же помогал мне вести подсчет зайцев, потому что у меня с математикой плохо. В 2010 году мы насчитали около трехсот экземпляров. За минувшее десятилетие коллекция разрослась в геометрической прогрессии, и Слава же заказал для её размещения в нашей квартире специальные шкафчики с подсветкой. В руках у меня крохотный зайчик, с которого начиналась коллекция. Фото предоставлено Рязанской областной детской библиотекой. Вообще мой супруг пестовал идею создания в Рязани частного "Музея зайцев", по образу и подобию музея в Ковровской библиотеке для семейного чтения , но это было бы для нас слишком сложно и затратно… И поэтому муж очень радовался, когда удалось найти площадку для проведения выставки. Вот только увидеть её уже не успел… Вообще-то изначально я не думала делать мероприятие для детей. Мне хотелось прийти к "разрыву шаблона" с "трусишкой зайкой сереньким" и сказочным персонажем, хотелось поведать взрослым людям о роли этого зверька в культуре, мифологии, литературе. Концепция выставки зайцев была предложена сперва двум выставочным залам Рязани. Но она их не заинтересовала. А вот детская библиотека охотно пошла навстречу. Видимо, не все "разрывы шаблонов" общество готово приветствовать. Однако же в размещении зайцев на базе РОДБ оказалось два несомненных плюса. Во-первых, детская радость при осмотре коллекции – мощнейший позитивный стимул. Во-вторых, посещение самой постоянно действующей выставки (в фойе первого этажа библиотеки) и её презентаций (надеюсь, их окажется несколько) доступно для детей и для взрослых и абсолютно свободно. Фото предоставлено Рязанской областной детской библиотекой. Фигурки и изображения для выставки я подбирала с оглядкой на недавно прошедший Год культурного наследия народов России (2022-й) с тем, чтобы представить раскрытие заячьей темы в народном творчестве. В моей коллекции есть зайцы рязанских гончаров, многие "именные", изготовленные конкретными мастерами, а также произведения рязанцев, работающих в других техниках – шитья, вязания, набивной и деревянной игрушки и пр. Есть гжельский и кузнецовский фарфор (сейчас наследие Матвея Кузнецова выпускает фарфоровый завод в Ликино-Дулёве) в виде зайцев. Кузнецовский фарфор: заяц-хулиган. Фото Юлии Моисеенко. Есть дымковская игрушка – тамошние мастерицы не делают отдельные фигурки зайцев, но с удовольствием вписывают их в сказочные сюжеты. Есть образец деревянной богородской игрушки с одноименной фабрики в Сергиевом Посаде. Есть хохломские зайцы и разнообразные матрешки. Есть ярославская майолика, каргопольская и филимоновская глиняные игрушки, стеклянные зайчики из Гуся-Хрустального. Есть удивительные керамические зайцы, украшенные солярными знаками, из Печор Псковской области и Йошкар-Олы. Есть холщовый фартук в виде зайца из города Вязники Владимирской области, где обработка льна – историческое двухсотлетнее ремесло. Фото Юлии Моисеенко. Есть "ракушечные" зайцы из Крыма, селенитовые из Карелии, литые металлические из разных городов. Между прочим, образ зайца охотно раскрывают изготовители бижутерии, и некоторые из таких украшений я специально надела на встречу со зрителями. И огромное количество зайцев выпущено на радость коллекционерам нашими трудолюбивыми китайскими друзьями и продаётся во всех магазинах подарков. Фото Юлии Моисеенко. Как коллекционер со стажем, я отмечаю, что в "зайцедеянии" господствуют некоторые сюжеты. Естественно, один из них – "Дед Мазай и зайцы". Стихотворение Некрасова в моей коллекции представлено видах в пяти точно; самую объемную композицию изготовила художница Татьяна Терехова из Липецка, оно куплено в заповедном парке "Кудыкина Гора". Но жемчужиной, пожалуй, является не этот Мазай, а картина из пушкинского музея-заповедника в Михайловском. На ней Пушкин везет зайцев в лодке по половодью. Картина сочетает некрасовский сюжет с фактом пушкинской биографии. В Пушкиногорье все свято уверены: великого русского поэта спасли зайцы. Когда он под именем собственного крестьянина Алексея Михайлова собирался в Петербург, чтобы примкнуть к восстанию декабристов, на выезде из села ему дважды перебежал дорогу заяц, а затем перешел поп. Суеверный Пушкин отказался от поездки и выиграл еще 12 лет жизни и творчества. Легенду о спасении Александра Сергеевича псковские мастера обыгрывают по-разному, но Пушкина сделать Мазаем додумался только один художник, восхищение ему за это. Каргопольский Мазай. Любоваться Пушкиным-Мазаем приходите в библиотеку! Фото Юлии Моисеенко. Другой популярный герой – Белый Кролик из "Алисы в стране чудес", который в нашем собрании представлен хохломским изображением, валяной игрушкой и картинкой из папье-маше. Все эти экспонаты сотрудники библиотеки наглядно разместили в больших стеклянных шкафах. Ими можно только любоваться, трогать нельзя. Конечно же, "Руками не трогать!" – самое обидное на всех экспозициях. Поэтому на презентацию я привезла с собой еще несколько мягких игрушек, которые можно беспрепятственно тискать и гладить. И как в воду глядела!.. Фото Юлии Моисеенко. Первую презентацию посетили пятиклассники рязанской школы № 36 с учительницей и несколько взрослых гостей. Мы поступили так: сначала ребята посмотрели на выставку экспонатов и прослушали экспресс-рассказ о народных промыслах. А затем слушателей усадили в соседнем помещении, раздали мягкие игрушки, и я стала рассказывать об истории создания своей коллекции. Ребят очень интересовало, что у меня еще дома есть в виде зайцев. Спрашивали: "А посуда у вас тоже с зайцами?" – да, но это все не посуда, а экспонаты, я из неё не ем и не пью. "А постельное бельё?" – нет, не нашла такого. Посыпались советы поискать на маркет-плейсах. "А шторы с зайцами у вас есть? А ковры? А раковина в виде зайца или нет?" Я подумала: если вопросы дойдут до логического завершения, придется признаться, что в туалете стоит ёршик, подставка которого выполнена в виде зайца. Но хорошо воспитанные детишки клозетом не поинтересовались. Фото Юлии Моисеенко. Чаще всего звучал вопрос, есть ли у меня дома ручной заяц, и хочу ли я его завести. Чтобы объяснить, почему держать в квартире зайца нельзя, пришлось прибегнуть к опыту реабилитационного центра "Дом зайца" . Там диких зайцев, пострадавших от человека, выхаживают и возвращают в природу. Но некоторые зайцы по своему развитию или физическому состоянию уже не могут вернуться в лес, живут в приюте и периодически "снимаются в кино", создатели которого рассказывают людям о нравах, повадках и особенностях содержания русаков и беляков. Их нельзя заводить дома, превращая в забаву для детей, кормить человеческой едой, поить магазинным и даже коровьим молоком: все это смертельно опасно для ушастых. Заяц – одно из самых независимых и неприручаемых животных русского леса. Я от души порекомендовала ребятам посмотреть YouTube-канал этого учреждения; канал так и называется – "Дом зайца". Каждый из его роликов – наглядный и убедительный урок добра, любви к природе и животным и демонстрация понятия "дело жизни". Очень надеюсь, что ребятам эти видео помогут сделать правильный нравственный выбор. Фото Юлии Моисеенко. Естественно, поскольку дело было в библиотеке, некоторыми выставочными экземплярами послужили книжки о зайцах. Я принесла три нарядных издания: чудесные рассказы о природе "Заячьи тропы" Юрия Коваля с иллюстрациями Татьяны Мавриной, воспитательные "Сказки Бабушки крольчихи" Анны Казалис с иллюстрациями Тони Вульфа – не столько о зайцах, сколько о правилах поведения для детей, но герои представлены в образе крольчат, и книгу с забавными иллюстрациями Юлиана Юсима "Когда зайцы спят". Каждая картинка – это "перевертыш", где скрыто сразу несколько сюжетов. Библиотекари добавили к ним еще несколько книжек, как сказок о зайцах, так и просветительской литературы. Ребятам я рассказала о саге Джона Толкина "Властелин колец" и о её "приквеле" "Хоббит, или туда и обратно". Знаменитое фэнтези связано с кроличьей темой, так как хоббиты – это "гибрид" человека и кролика, а их наименование – слов "homo" и "rubbit". Оказалось, что в кино сагу смотрели многие, а вот "Хоббита…" как книжку еще не читали. Что ж, насмотренность сегодня опережает начитанность, это примета времени. Заяц-кукла для "ручного" театра из Чехии и кошка с зайчиками из Эстонии. Фото Юлии Моисеенко. Все мероприятие прошло живо, динамично и заняло не больше времени, чем урок в школе. В завершение от библиотеки мне преподнесли благодарственное письмо и замечательный презент: мягкую зайку-путешественницу, сделанную в Японии и купленную во Вьетнаме. Надо сказать, что за счёт подарков моя коллекция уверенно пополняется все эти годы. Спасибо вам, добрые люди! Директор РОДБ Татьяна Окружная вручает мне благодарственное письмо и заячий подарок. Фото предоставлено Рязанской областной детской библиотекой. По итогам первой экскурсии на сайте библиотеки появился замечательный репортаж . Стороны договорились повторить экскурсию по выставке зайцев еще раз, а может, и не один, ориентировочно в феврале. Но и вне экскурсий экспозиция остается в фойе первого этажа. Приглашаю всех желающих без различия возраста полюбоваться на зайцев. Получить приятные эмоции – это тоже в своем роде "разрыв шаблона" рутинного бытия. Буду только рада обеспечить его зрителям! P.S. А почему мой выбор двадцать лет назад пал не на кого иного, как зайцы, приходите на следующую встречу, расскажу!

В "Заячьем царстве" Елены Сафроновой Пушкин стал Мазаем
© Ревизор.ru