Войти в почту

Режиссер Вайсберг поблагодарил хейтеров за низкие оценки на киносервисах

- Расскажите о фильме "Конец славы"? Какие ваши ощущения от того, что получилось? - Я очень горжусь этим фильмом. У меня получилось сделать его именно в том жанре, в котором я хотел. "Смех сквозь слезы" - это высочайший уровень, которого, на мой взгляд, редко кому удается достичь. Это такой уровень драмеди, где ты и смеешься, и плачешь. Пример такого кино - "Старший сын" с Евгением Леоновым. Для меня "Конец славы" получился именно в таком ключе. И это для меня эксперимент в определенном смысле, поэтому фильм "Конец славы" мне особенно дорог. - Как проходили съемки? Что было самым трудным в процессе? - Съемки проходили достаточно спокойно, ничего неординарного. Основной трудностью были съемки в гробу, в котором происходит значимая часть фильма. Нам пришлось вырабатывать определенную технологию съемок и создать некое ощущение клаустрофобии, чтобы зрители поверили, что мы реально находимся внутри гроба, а не просто обманываем их с помощью монтажа. Поэтому сама технология съемок была достаточно сложная, мы тщательно готовились, заказывали специальные камеры, придумывали разные ситуации по свету. - То есть гроб на съемках был настоящий? - Да, обычный маленький гроб, но мы его сделали разборным. У нас было несколько гробов для разных нужд, был такой конструктор "Лего" (смеется). - Интересно, каково было Павлу Деревянко сниматься в гробу… - Конечно же, ему было очень тяжело. Паша выложился в этом фильме на 1000%. Ему приходилось сниматься в гробу и при этом оставаться смешным, поддерживать комедию и баланс драматических обстоятельств — это, конечно, очень тонкая грань. И вот мы по ней прошлись. На мой взгляд, это лучшая роль, которая у него когда-либо была, лучше он еще ничего не играл. Это его бенефис. - Ранее вы много раз работали с Павлом Деревянко. Вы изначально выбрали его на роль Славы или были еще претенденты? - Были еще претенденты, потому что проект рождался и вынашивался в разных ипостасях еще до меня. Рассматривались и Дмитрий Нагиев, и Сергей Бурунов, - безусловно, они тоже были бы прекрасны в этой роли. Но для меня абсолютно четким номером один на эту роль был Деревянко. Он как пластилин в смысле актерского мастерства. И он мне очень помог: Паша был полностью открытым и по-настоящему сделал то, что я хотел. То есть в итоге я добился ровно того образа, о котором мечтал. Я счастлив, потому что, на мой взгляд, лучше Деревянко никто не смог бы этого сделать. - А кто из отечественных актеров юмористического жанра для вас пример безусловного таланта и индивидуального почерка? - С точки зрения комедийного актерского таланта - Сережа Бурунов, Паша Деревянко, Миша Галустян. Просто у всех карьеры по-разному складываются, и кому-то удается полностью реализовать талант, а кому-то приходится работать в определенных нишах. Они все безумно талантливые, но у кого как складываются карьера и реализация в наших условиях — это уже другой разговор. - Как вы считаете, каких фильмов сегодня ждет российский зритель? - Мне кажется, что российский зритель всегда ждал и сегодня особенно ждет гуманного, доброго, человеколюбивого кино. На мой взгляд, у зрителя есть потребность в комедиях в советском стиле, в которых было место и доброте, и человеколюбию, и наивности. - Сегодня многие режиссеры черпают вдохновение в поздних советских комедиях. Как вы считаете, с чем это связано? - В той системе была определенная стабильность и мягкость, было место доброте как таковой. И, что самое главное, - было место мечтать и любить людей. Всего этого сейчас катастрофически не хватает. Люди, чья молодость была связана с поздним Советским Союзом, помнят тот период как теплый, уютный, добрый. Мне кажется, сейчас на это безумный спрос у людей. - Как вы считаете, в плане комедии российский зритель искушенный? - Я считаю, что российский зритель абсолютно ничем не отличается от зрителя любой другой страны. Он очень благодарный. Конечно, зрители бывают разные: есть интеллектуальный зритель, есть требовательный, а есть просто зритель, который идет и голосует рублем. Вот последний есть везде. Мне кажется, наш зритель абсолютно такой же отзывчивый, благодарный и открытый к эмоциям за свои деньги. - Российского зрителя легко рассмешить? - Что значит легко? Нелегко. Мне кажется, зритель сразу чувствует халтуру, когда его хотят обмануть, когда с экрана общаются неискренне и впаривают какой-то искусственный, пластиковый, неживой юмор. Он это сразу считывает. Это как народные анекдоты — они либо работают, либо нет. Смех — это и есть судья. Поэтому я не могу сказать, что рассмешить зрителя легко. Надо выкладываться. Для того, чтобы народу полюбиться с точки зрения юмора, надо вложить колоссальное количество усилий. Как бы это потом ни выглядело легко и непринужденно на экране, за всем этим стоит очень приличный труд. И труд, и навык, и профессионализм. - Зритель всегда смеется над пошлыми шутками? Где та грань между юмором и откровенной пошлостью? - Не всегда. Это неоднозначная история, потому что далеко не все пошлое заходит. А заходит то пошлое, которое откликается, - это наблюдение за какой-то болью. В любом варианте происхождение юмора, особенно пошлого, все равно приводит в боль. Тут критерий - это вкус, ведь даже в пошлости есть вкусовая градация. Есть признанно пошлые сцены в каком-нибудь "Тупой и еще тупее", а есть пошлые сцены в "Самом лучшем фильме". Чисто на мой эстетический вкус, между этими пошлостями бездна. В одном варианте пошлость точная, реально смешная, а в другом -просто пошлость ради пошлости, ради шока. Пошлость, которую кидают зрителю в лицо, и она драматургично никак не заслужена, поэтому абсолютно не смешная и вызывает только отвращение. - Какие фильмы смотрите вы? Есть картины, которые вы готовы пересматривать? - Я очень люблю Вуди Аллена, поэтому "Энни Холл", наверное, мой любимый фильм всех времен и народов. Люблю пересматривать "В джазе только девушки" - считаю, что это крутое кино. Очень нравится Мартин Скорсезе, я фанат этого режиссера. "Хорошие парни", "Казино" - очень живое, близкое мне кино. С детства люблю фильм "Охотники на оленей". Очень люблю "Трудности перевода". Так как мой отец был в киноиндустрии и работал с Андреем Тарковским, люблю фильм "Жертвоприношение". Много раз посмотрел его в юности, и он произвел на меня мощное впечатление. - А сериалы есть любимые? Как вы относитесь к этому формату? - Отлично отношусь. Мой самый любимый сериал — это "Наследники". Я считаю, что это шедевр. До трясучки. Из наших сериалов отмечу "Домашний арест", "Чики" и "ЮЗЗЗ". - Вы следите за премьерами, которые выходят на стриминговых сервисах? Отметили для себя что-то из новинок 2023 года? - Слежу, смотрю. Сериал "Лада Голд" показался мне интересным. Если говорить про какие-то событийные истории - "Слово пацана". Не могу сказать, что я в восторге от этого сериала, но он живой. Я уже давно говорю, что для меня основной критерий градации — это живое и неживое. Все, что живое (с воздухом, где есть пульс, даже если это неказисто и неуклюже) - это уже дорогого стоит, уже заслуживает внимания. А если наоборот — схематичное, картонное, пусть даже с морализацией и нравоучениями, но неживое, - для меня это ни о чем. - Как вы считаете, почему сериал "Слово пацана" стал феноменом? - Потому что он живой. Именно это отделяет любой контент и сразу переводит в разряд того, на что следует обратить внимание. Это уже искусство. И то, что это попало в наш российский культурный код - однозначно, нет никаких сомнений. На мой взгляд, это какая-то наша общая детская травма, переходящая во взрослую, которая здесь отрабатывается с точки зрения психиатрии и психологии. В итоге по сути своей это оказался сериал-терапия. Люди пошли к терапевту, и полегчало. - Большую часть вашей фильмографии составляют комедии. Были ли у вас мысли попробовать себя в другом амплуа, и если да, то в каком жанре? - Честно говоря, раньше таких мыслей не было, но со временем мне захотелось поставить перед собой какие-то новые задачи. Но у каждого человека свое призвание, которое надо чувствовать. Вот я не могу снять "Слово пацана", потому что я не из этого мира, меня он так не триггерит, я не имею никакого отношения к этой части жизни. По этим причинам я даже не буду пытаться его снять. Поэтому я тщательно ищу некомедийный проект, который меня бы зацепил. На самом деле, "Конец славы" получился именно таким - моим первым переходным проектом к драме. Но я не вижу драму без комедии. Я попробовал в этом варианте - и, кажется, у меня получилось. - Вы сняли англоязычный ремейк комедии Эльдара Рязанова "Ирония судьбы в Голливуде". Хотели бы вы показать западному зрителю свои версии других советских фильмов? - У меня есть в работе проект с Кевином Костнером, который сделан по культовому итальянскому фильму "Укрощение строптивого". Я занимаюсь им уже десять лет, и сейчас по инициативе Кевина проект переживает новую фазу. Это, конечно, не советская комедия, но тем не менее комедия советских времен. Что касается вашего вопроса, есть планы снять свою версию "Стариков-разбойников" с каким-нибудь Морганом Фрименом и, условно, Джеком Николсоном. У меня уже есть очень хороший англоязычный сценарий на эту тему, но он еще недоработан. "Ирония судьбы" успешно прошла на "Амазоне" и уже второй год выходит в топ. Для меня это большой успех, заявка на американском рынке, которая очень сильно помогает мне развивать там проекты. - Комедии США, Европы и России: что вам ближе? Какими комедийными актерами и режиссерами вы восхищаетесь? - Мой кумир — это Вуди Аллен. Я его с детства смотрю, знаю все фильмы. Для меня каждый его новый фильм всегда был событием. Благо, он делал их каждый год. Если говорить именно про комедиографов, для меня абсолютные гении - братья Фарелли. Очень нравится Тодд Филлипс, у него отличные комедии - и визуально, и с точки зрения юмора и драйва. Что касается наших классиков, я считаю, что Леонид Гайдай - режиссер, который вопреки всем критикам своего поколения остался на века и пережил время. Ну и Эльдар Рязанов, естественно. Рязанов с Эмилем Брагинским — это очень важная веха. - Можете ли назвать трех самых легендарных юмористических актеров и режиссеров отечественного и зарубежного кино? - Чарли Чаплин, Вуди Аллен и Джим Керри. Из наших, конечно же, Юрий Никулин. Безусловно, Андрей Миронов. Не могу не назвать Леонова - когда я его вижу, улыбаюсь и ничего с собой сделать не могу. Безумно талантливый человек. - Лично вам ближе наши комедии или американские? - Мне, наверное, все-таки ближе американское кино. Просто потому, что там я учился, рос и формировался. Молодость - это период становления, а он всегда самый яркий, самый запоминающийся. Только поэтому. Без оценок, что лучше, что хуже. Но, конечно же, "Иронию судьбы" на Новый год я смотрел вместе со всеми (смеется). - Как вы считаете, должна ли в комедии быть мораль? - Нет, я не считаю, что обязательно должна быть мораль. На мой взгляд, пример идеальной комедии - "В джазе только девушки". Для меня это праздник жизни, праздник гуманности, терапия изъянов человеческой жизни. Это как бы терапевтическое наблюдение за изъянами через юмор. Но ни в коем случае не мораль. - Многие ваши картины имеют низкие оценки на киносервисах. Вы не обижаетесь за это на зрителя? Как вы считаете, рейтинги можно считать одним из показателей успешности картины? - Я не считаю оценки на сервисах оценками зрителей. Я считаю, что это оценки хейтеров. И я очень благодарен, что они есть, потому что их отсутствие означало бы, что я делаю что-то неправильно. Так что спасибо им огромное, без них у меня был бы какой-то комплекс неполноценности. Что касается зрителя, он голосует совершенно другим способом, не нажимая никаких кнопочек и не изливая кучу яда. Зритель идет в кино и голосует рублем. На мои фильмы зритель идет, и еще больше зрителей потом идут на продолжения этих фильмов, что как раз и является индикатором того, как зрителям понравился предыдущий фильм. Поэтому я на зрителя не просто не обижен, мне грех жаловаться, потому что зритель мое кино всегда любил, и я ему могу быть только благодарен. Никакой обиды у меня нет и на хейтеров - им я тоже очень благодарен. Главное, что нет равнодушия. - Допустим. Но я, как обыватель, захожу на условный Кинопоиск, смотрю, что вышло, обращаю внимание на рейтинг этих фильмов. И фильмы с рейтингом ниже, допустим, семи баллов, пропускаю. Как вы считаете, рейтинги важны? Можно ли считать их индикатором успешности фильма? - Отвечая на второй вопрос, конечно же, нет. Рейтинг важен, например, для фестивального кино, авторского кино, арт-хауса, а для зрительского кино важен "сарафан". Я убежден, что зритель много раз обжигался, когда смотрел какую-то искусственную мертвячину просто потому, что у нее высокий рейтинг. Если был бы реально такой индикатор, когда ты смотришь на рейтинг и точно понимаешь, что это равно качеству, то тогда, конечно, это было бы совершенно другое дело. Но это даже близко не так. - Вас называют "гением глупых комедий". Такое звание вас не обижает? - Ровно то же самое говорили про Гайдая. Так что меня это совсем не обижает. Я счастлив, что могу быть в той же срезке, в которой был талантливейший Гайдай, поэтому это для меня предмет гордости. Я много раз присутствовал на премьерах своих фильмов и был в кинотеатрах с простыми зрителями: 80% зала активно смеются, получают огромное удовольствие и выходят из кинотеатра с горящими глазами. Оставшиеся 20% по какой-то причине это чувство юмора, это кино или эту жизнь понять не могут - или не хотят по каким-то своим внутренним причинам. Что я могу с этим сделать? Юмор - это такое дело, ты же не можешь удовлетворить сразу всех. Поэтому дай бог всем здоровья и находиться в таком же позитивном пространстве, в котором я живу.

Режиссер Вайсберг поблагодарил хейтеров за низкие оценки на киносервисах
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости