Войти в почту

Легендарный "Мосфильм". В кино - с января 1924 года

История огромного киногорода под названием "Мосфильм", расположенного на Воробьевых горах, началась в далеком 1919 г. Именно тогда две кинофабрики крупнейших кинопроизводителей начала века - А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева - были национализированы и переданы в ведение Всероссийского фотокиноотдела (ВФКО). В декабре 1922 г. ВФКО был преобразован в Госкино, а находившиеся в его ведении киноателье Ханжонкова и Ермольева получили названия соответственно 1-я и 3-я фабрика Госкино. На базе этих кинофабрик был создан "Мосфильм", который существует как сложившийся творческий коллектив с января 1924 г.

Легендарный "Мосфильм". В кино - с января 1924 года
© Российская Газета

Созданные в те времена картины, среди которых особо выделяются "Стачка" и "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна, доказали, что кино действительно стало важнейшим видом искусства. Раскрашенный в каждом кадре на пленке вручную красный флаг, развевающийся на борту "Потемкина", производил на зрителей ошеломляющее впечатление. При этом для экранной жизни было неважно, что настоящий броненосец "Князь Потемкин Таврический" сдался адмиральским войскам и был отправлен в порт Констанца. Благодаря великой силе искусства зрители не сомневались, что "Броненосец "Потемкин" победил!

Именно такое кино было нужно молодому советскому государству. Но на существующей производственно-технической базе расширить выпуск фильмов было невозможно.

Во второй половине 20-х годов перед правительством встал вопрос о строительстве целого киногорода - где в одном месте удобно, компактно и целесообразно будут собраны необходимые цеха и службы, где всегда будут доступны костюмы и декорации, киносъемочная аппаратура и осветительная техника, все для монтажа пленки и печати копий для проката.

Европа такого еще не знала. Но идея витала в воздухе, и в некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.

Проект строительства киностудии был включен в список важнейших объектов первой пятилетки.

Сегодня "Мосфильм" - одна из крупнейших киностудий мира, ведущее предприятие киноиндустрии России, на котором осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции.

За 100 лет деятельности на "Мосфильме" было создано более 2000 тысяч полнометражных фильмов. А какие режиссеры творили в стенах студии! Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Григорий Александров, Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Элем Климов, Владимир Меньшов и многие другие.

Все эти имена нашли свое отражение в киносъемках и фотографиях из собрания РГАКФД (более 3 тысяч ед. хр. за 1920-1990-е годы). Документы отражают практически все вехи развития киностудии. На кинофотопленке запечатлены виды различных цехов и лабораторий, репетиции актерского состава, павильонные и натурные съемки, фрагменты художественных фильмов, работа операторов, гримеров, звукорежиссеров, монтажеров и осветителей...

Собрание фотодокументов РГАКФД по истории "Мосфильма" наряду с черно-белыми включает цветные съемки, первые из которых относятся к началу 1950-х годов. Их автором является Олег Александрович Мерцедин, с 1953 г. начавший работать на киностудии "Мосфильм" в должности начальника фотоцеха киностудии, а затем продолживший свой многолетний профессиональный путь фотокорреспондентом журнала "Советский фильм". В 1996 г. в РГАКФД фотографом был передан его личный архив фотонегативов.