Войти в почту

«Мир музыки Всеволода Мейерхольда». К 150-летию со дня рождения. Проект Андрея Устинова и Московской филармонии (5 февраля 2024)

«Музыкальное обозрение» и Московская филармония представляют проект Андрея Устинова «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» 5 февраля 2024 в Камерном зале филармонии. Концерт посвящен 150-летию со дня рождения великого реформатора российского и мирового театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Февраль — месяц Мейерхольда. Он родился 150 лет назад, 9 февраля 1874 года (по новому стилю). 84 года назад, 2 февраля 1940 года, он был расстрелян. Наследие Мейерхольда неисчерпаемо. Творческий мир режиссера вмещает в себя не только театр, но и литературу, и кино, и, разумеется, музыку, которую он прекрасно знал, глубоко понимал и любил. Мир музыки Всеволода Мейерхольда огромен и необыкновенно разнообразен. Это его занятия музыкой: «С детства учился играть на рояле, а потом долгие годы на скрипке. Первоначально должен был посвятить себя музыке, потом оставил ее и пошел в театр. Свое музыкальное воспитание я считаю основой своей режиссерской работы». Это музыка, которую он слышал в детстве, юности, в зрелые годы. перные спектакли, им поставленные: в Мариинском театре — «Тристан и Изольда» Вагнера (1909), «Борис Годунов» Мусоргского (1911), «Орфей и Эвридика» Глюка (1911), «Электра» Р. Штрауса (1913), «Каменный гость» Даргомыжского (1917). В МАЛЕГОТе — «Пиковая дама» Чайковского (1935). И непоставленные, над которыми он начинал работу: «Семен Котко», «Игрок» Прокофьева… Музыкальные и драматические спектакли с музыкой классиков и современников: Шопена, Листа, Лядова, Глазунова, Шостаковича, Асафьева, Шебалина, М. Кузмина. Сотворчество с выдающимися композиторами его времени — Прокофьевым, Шостаковичем, Глазуновым… Мир музыки Мейерхольда — это и здание на Триумфальной площади, в котором в 1940 году открылся Концертный зал имени П.И. Чайковского. В 1920-х – 1930-х годах здесь был ГосТИМ — «Театр имени Мейерхольда» — пространство, где Мастер осуществлял свои гениальные замыслы и эксперименты. Именно это пространство Мейерхольд начал перестраивать под свой «театр будущего». В нынешнем Зале имени Чайковского реализованы многие конструктивные идеи Мейерхольда. Музыка была для Мейерхольда неотделима от театра. Часто — первична. Работая в театре, он мыслил языком и категориями музыкального искусства. МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ КАМЕРНЫЙ ЗАЛ Сезон 2023/24 Понедельник, 5 февраля 19.00 МИР МУЗЫКИ ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА (К 150-летию со дня рождения) Несбывшаяся мечта Всеволода Мейерхольда Тайны филармонического дома Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750) Партита си минор (Французская увертюра), BWV 831 Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891–1953) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 10 (авторское переложение для двух фортепиано) Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882–1971) Финал балета «Весна священная» (авторское переложение для двух фортепиано) Сергей РАХМАНИНОВ (1873–1943) Прелюдия № 4 ре мажор, соч. 23 Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ Павел ДОМБРОВСКИЙ (фортепиано) Иван КОЩЕЕВ (фортепиано) В концерте принимает участие профессор МАРХИ, знаток истории и архитектурного проекта здания Концертного зала имени П. И. Чайковского Александр КОЖЕВНИКОВ Мейерхольд о музыке «Что такое музыка? Горсть нот, брошенная гениальной рукой мастера на пять линеек, на пять самых обыкновенных черточек, может привести в движение лавины воображений и чувств». «Каждый из режиссеров должен быть не просто режиссером. А режиссером-мыслителем, режиссером-поэтом, режиссером-музыкантом, <…> в том смысле, что он проникнется формулой, которая на сегодняшней день не потеряла значения, формулой Верлена: “De la musique avant toute chose” (музыка превыше всего)». «Музыка — самое совершенное искусство. Слушая симфонию, не забывайте о театре. Смена контрастов, ритмов и темпа, сочетание основной темы с побочными — все это также необходимо в театре, как и в музыке. Композиционное решение музыкальных произведений часто может помочь вам найти какие-то композиционные принципы разрешения спектакля. Музыка, живопись и театр неразрывно связаны между собой, Законы музыки и законы живописи переходят в театр через воображение режиссера». «С актером, который любит музыку, мне вдесятеро легче работать. Надо приучать к музыке актеров в школе. Все актеры бывают рады музыке “для настроения”, но далеко не все еще понимают, что музыка — это лучший организатор времени в спектакле <…> Она может и вовсе не звучать, но должна чувствоваться. Я мечтаю о спектакле, срепетированном под музыку, но сыгранном уже без музыки. Без нее — и с нею, ибо спектакль, его ритмы будут организованы по ее законам, и каждый исполнитель будет нести ее в себе». «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». К 150-летию со дня рождения. Проект Андрея Устинова и Московской филармонии (5 февраля 2024) впервые появилась Музыкальное обозрение.