Войти в почту

Могла бы стать сказкой, но стала антиутопией

Киноленту «Мастер и Маргарита» создавать начали в 2018 году. Тогда рабочим названием было «Воланд», а режиссером должен был стать Николай Лебедев. Но что-то где-то пошло не так, и не сложилось — Николай Игоревич занялся лентой «Нюрнберг». К началу съемок «Мастера и Маргариты», к лету 2021 года, кресло режиссера занял Михаил Локшин, заявивший тогда о себе «Серебряными коньками», сказкой, снятой по канонам зарубежных блокбастеров.

Могла бы стать сказкой, но стала антиутопией
© Вечерняя Москва

Ленту по мотивам романа Михаила Булгакова планировали выпустить в прокат в конце 2022 года, но сроки сдвинули. На создание фильма просили и получали дополнительное госфинансирование. Сейчас бюджет фильма 1 миллиард 200 миллионов рублей, из которых половина — безвозвратная господдержка Фонда кино. Только за первый уик-энд картина собрала более 415 миллионов рублей.

Стоит напомнить, что кино — искусство коллективное. Так, монтаж картины делали Дмитрий Корабельников и Дмитрий Слобцов. И я не знаю, насколько финальная версия соответствует режиссерской, имени Локшина на афишах нет. Я не разбираюсь в распределении средств, но уверена, что деньги, собранные в прокате, идут компаниям, создававшим ленту, что позволяет вложить их в производство новых отечественных проектов.

Что касается фильма «Мастер и Маргарита»... Мне было бы легче смотреть его, если бы название осталось «Воланд»: так проще принять обилие отсылок к биографии автора романа и заигрывание с книгой. По-моему, из фильма пропал оригинальный булгаковский юмор, мистических проявлений свиты Воланда маловато, а фрагменты, расходящиеся с романом, местами кажутся наивными. И горящая нереальная советская Москва от взрыва газа настораживает, как и сгущенная атмосфера репрессий. Но...

Можно посмотреть и с другой стороны. Порекомендую ли этот фильм? Возможно, ведь это добротно сделанная отечественная кинолента, которая заставляет напрячь мозг в разгадке сюжета и затрагивает эмоционально. Предупреждаю, что это не экранизация, а кино по мотивам, весьма тяжелое.

Можно ли воспринимать творение в отрыве от личности творца? Не знаю. Знаю, что хоть и с крупинками дегтя, этот фильм отнюдь не бочка меда, но сделан качественно. Для меня он из тех, где любовь борется со страхом, но непонятно, что побеждает. Поэтому лично я бы пересмотрела «Воздух» или оценила бы «Правду».