В Okko — продолжение «Выживших» о поразившем россиян вирусе сна. Каким получился второй сезон популярного сериала?

В Okko начал выходить сериал «Выжившие 2: Пробуждение» Евгения Емелина («Варавва») — продолжение постапокалиптического шоу о мире, в котором разбушевался вирус мертвецкого сна, а на руинах цивилизации воцарился хаос. Каким получился второй сезон популярного хита, рассказывает «Лента.ру».

В Okko — продолжение «Выживших» о поразившем россиян вирусе сна. Каким получился второй сезон популярного сериала?
© Lenta.ru

Финал первого сезона оставил без ответа множество вопросов. Спасен ли мир после того, как переливание крови впервые пробудило человека от вируса летаргии? Что случилось с Сашей (Алексей Филимонов), жертвенно выступившим донором? Обрели ли счастье Настя с Лизой (Дарья Савельева и Виталия Корниенко)? Где, в конце концов, жестокий вояка Щадрин? Первые эпизоды продолжения открывают лишь часть из этих загадок и порождают куда больше новых.

Врач Марина Орлова (Анна Слю) — ныне акушерка в небольшом поселении где-то в южных степях

Люди все так же, как и в первом сезоне, борются со сном — из-за треклятого вируса спать без того, чтобы провалиться в кому, все еще можно лишь по два часа в сутки. Принимать роды Марине помогает остриженная почти под ноль Лиза. Обросший и одичавший Саша живет где-то неподалеку от поселка и безостановочно пьет, чтобы заглушить непрекращающийся внутренний диалог с Настей. А настоящая Настя времени даром не теряла — умудрилась стать кем-то вроде духовного лидера и маскота целого города. Активно ведется разработка вакцины, и из прилежащих сел начинают собирать выживших спящих для экспериментов. Приезжают миссионеры и в населенный пункт к Лизе, Саше и Марине.

Дебютный сезон «Выживших», выйди он до пандемии коронавируса и последовавшей за ней жути, ждала бы грандиозная судьба: отличающийся на порядок по уровню постановки от массы отечественного ширпотреба, пророчески-жуткий по содержанию, сериал непременно стал бы не только российским, но и международным хитом, который представляли бы на престижных фестивалях, перекупали на зарубежные стриминги, сняли бы, быть может, и полный метр по мотивам.

Все это, впрочем, уже произошло с другим российским сериалом

Речь, конечно, об «Эпидемии» Павла Костомарова, созданной по мотивам дебютного романа российской писательницы Яны Вагнер «Вонгозеро». Вышедшее осенью 2019 года постапокалиптическое шоу так четко попало в панический цайтгайст, что сериал, пускай не одномоментно, но все же стал международным хитом — хвалил его даже американский король ужасов Стивен Кинг, назвавший проект «чертовски хорошим».

«Выжившие» же, хоть и задумывались еще в 2019-м, вышли на два года позже — съемки сериала про эпидемию вируса, от которого нет вакцины, были отложены после того, как планету постигла эпидемия вируса, вакцину от которого еще только предстояло разработать. Шоу вышло аж в сентябре 2021-го, когда локдауны, карантины и маски уже сидели в печенках у каждого россиянина, а вместо того, чтобы в очередной раз пересматривать «Заражение» Стивена Содерберга, зрители переключились на максимально эскапистский продукт вроде «Теда Лассо» и «Белого лотоса».

А сериал Прошкина был обречен дышать в спину проекту Костомарова

Даже несмотря на массу похвал, которые получил первый сезон «Выживших», его везде непременно сравнивали с «Эпидемией». И это при том, что общего у обоих сериалов — разве что жанровое направление да тот факт, что обе сняты по книгам («Выжившие» — по мотивам книги Игоря Колосова «Выжившие хотят спать»). «Эпидемия» явно целилась в более широкую аудиторию, срезая острые углы в сюжете и представляя исключительно развлекательное действие. Вышедшие позже «Выжившие» уже не так заметно пытались понравиться зрителю. Точнее даже активно его стращали — проект Okko получился куда более мрачным и жестким в сравнении с конкурентами.

Персонажи здесь без особых раздумий и рефлексии убивают, грабят, насилуют, безостановочно матерятся и ругаются, жрут стимуляторы и все подобное — сериал без обиняков рисует мир после апокалипсиса опасным, неприглядным, лишенным тормозов и поэтому правдоподобным. Понадеемся лишь, что слово «пророческий» здесь, как в случае с «Заражением», использовать не доведется.

В продолжении, впрочем, эта главная фишка первого сезона сходит на нет

Новые серии преисполнены мистики, окружающей судьбу главных героев. Почему Лиза рассталась с ожившей матерью? Что произошло с Сашей, который уже и говорить-то нормально разучился? Что, повторимся, случилось с Щадриным?

Тем, кто жаждет узнать ответы на эти вопросы, второй сезон подарит немало удивительных откровений. В остальном новые серии поразительно отличаются от дебютных. В первую очередь по стилистике — это уже не безысходная промерзлая и безнадежная драма под одинокую унылую гитару на фоне, но куда более бойкий, прилизанный постапокалиптический сай-фай. Иначе говоря, если в первом сезоне «Афиша» находила в «Выживших» отсылки к Андрею Тарковскому, Виктору Пелевину и Пон Джун-хо (другие же небезосновательно сравнивали сериал с хоррором «28 дней спустя»), то во втором сезоне основными источниками вдохновения, по крайней мере поначалу, будто служат «Безумный Макс», «Обитель зла» и, быть может, вторая Half-Life.

Получится ли у «Выживших» стать новым массовым развлечением, как это вышло с «Эпидемией», — вопрос, на который ответят последующие эпизоды, но по первым сериям видно, что шоу пытается стать масштабнее и громче. Но все же пока что сериал со своими клиффхэнгерами и оборванными сюжетными линиями обращается в первую очередь к зрителям, уже с этой историей знакомым. Так что у тех, кто дебютных «Выживших» упустил — пусть из-за пандемии, пусть из-за более громких сериалов, выходивших в то же время, — появился отличный повод посмотреть дебютный сезон.

Дата выхода: 8 февраля Страна: Россия Продолжительность: 8 серий по часу Режиссер: Евгений Емелин В ролях: Алексей Филимонов, Дарья Савельева, Валентина Лукащук, Анна Слю, Виталия Корниенко, Сергей Бондарчук

Сериал «Выжившие 2: Пробуждение» выходит в онлайн-кинотеатре Okko с 8 февраля