Войти в почту

Дирижер Сергей Кондрашев: Больше всего люблю слушать тишину

Премьера балета «Продавец игрушек» состоится в Государственном Кремлевском дворце 22 февраля. Музыку к постановке исполнит Симфонический оркестр радио «Орфей», дирижировать которым будет заслуженный артист России Сергей Кондрашев. «Вечерняя Москва» поговорила с дирижером.

Дирижер Сергей Кондрашев: Больше всего люблю слушать тишину
© Вечерняя Москва

— Сергей, расскажите о балете «Продавец игрушек».

— Это замечательный романтический балет на музыку Алексея Шелыгина (либретто Виктора Добросоцкого). На сцене танцуют наши давние партнеры — театр «Кремлевский балет». Таинственная, иногда мистическая, трогательная и даже немного детективная история превращает праздник музыки и танца в увлекательное действо, захватывающее зрителя с первой до последней ноты.

— Многих интересует: зачем оркестру дирижер, нельзя договориться без него?

— Действительно, многие не понимают зачем... Дирижер не нужен, когда состав исполнителей небольшой: квартет, квинтет и так далее. А вот когда исполнителей на сцене 150, 200, как в русской опере, или… 1000 артистов, как в Восьмой симфонии Густава Малера. Нужен ли дирижер, или сами все справятся без руководителя? Был опыт игры оркестра и без дирижера. Кстати, мы первопроходцы в этом плане в СССР. В Москве с 1922 по 1932 год существовал оркестр «Персимфанс» (первый симфонический ансамбль) — первый в истории академической музыки симфонический оркестр без дирижера. Прекрасно играли, но недолго… Отрепетировать новую программу большому коллективу под управлением дирижера гораздо проще, с технической точки зрения.

— Почему среди дирижеров так мало женщин?

— Уже немало. Вспомните, разве раньше было много женщин — руководителей государств? А теперь предостаточно. То же сейчас и с женщинами, которые дирижируют.

— Можно ли воспитать в обществе хороший музыкальный вкус?

— О высоком искусстве нужно гораздо больше говорить, транслировать концерты, рекламировать музеи, выставки, показывать и рассказывать, насколько это прекрасно. Ведь несколько прошедших десятилетий в праздничных концертах на федеральных каналах, в новогодних огоньках были только эстрадные исполнители и почти совсем не было классики. Теперь мы пожинаем то, что посеяли ранее… Выросло уже целое поколение, родившееся в 1990-х. И многие из этих молодых людей, к сожалению, даже не знают, что бывает красивая мелодия. А когда рассказываешь о том, что некий популярный исполнитель использовал фрагмент Второго концерта Рахманинова, благодаря которому его песня стала хитом, молодые ребята испытывают культурный шок и разворачиваются в сторону классического искусства.

— Вы сами интересуетесь современной музыкой?

— Я вырос в той культурной среде, когда по радио и телевидению звучала прекрасная, качественная советская эстрада и в эфире было много прекрасной классической музыки, в которую я полностью ушел в подростковом возрасте. Мне очень повезло, потому что чуть позже эфир захлестнули «два кусочека колбаски» (песня группы «Комбинация». — «Вечерняя Москва») и прочее… В это время внутри меня уже звучали исключительно Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Брамс… Музыкой этих композиторов я вдохновляюсь и сейчас. Считаю, что классика вечна: Баха играют и любят уже 300 лет, хотя и забывали на одно столетие, но вспомнили же! Так же с Моцартом, Бетховеном, Глинкой. Про современную музыку скажу: я слежу за тем, как движется музыкальное искусство вообще, интересен сам процесс развития или деградации. Обратите внимание, что талантливое и гениальное остается, причем в любом жанре. А прочее уходит, и очень быстро.

Вот музыку, проверенную временем и прожившую хотя бы десяток-другой лет, иногда и слушаю. Но признаюсь честно, что лучшая музыка для меня как для профессионального музыканта — это пение птиц или полная тишина.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

— Вы говорили, что предпочитаете путешествовать на автомобиле. С чем это связано?

— Я автолюбитель со стажем, в этом году уже 30 лет моим водительским правам. Думаю, что мой общий пробег в качестве водителя приближается к миллиону километров. Такие поездки дают свободу: ты не привязан к покупке билетов на транспорт и совершенно свободен в выборе маршрута, имеешь возможность распоряжаться временем как угодно, причем что-то поменять в своих планах можно моментально. Я объездил на автомобиле почти всю Европу и сейчас поглядываю в сторону Азии, российской и не только. Наша страна безгранична для путешествий.

— У вас есть любимые места в России?

— Я очень люблю Русский Север. Трудно забыть путешествие по Карелии, особенно в такие места, куда организованный турист не добирается: гора Воттоваара останется в моей памяти и в сердце до конца дней. Совсем недавно я впервые зимой побывал в Ненецком автономном округе, в тундре. Ощущения незабываемы: восхищаешься силой духа людей, которые живут там, пасут оленей, строят дороги… Происходит глобальное переосмысление жизни.

— А как вы отдыхаете?

— Именно во время путешествий, как и многие мои коллеги-музыканты. В поездках я черпаю вдохновение для дальнейшей работы, и без подобной смены впечатлений мне достаточно сложно длительное время трудиться. Посетил уже более 40 стран мира.

— А еще вы признавались, что не любите летать самолетом.

— Самолеты не очень люблю из-за частых задержек и переносов рейсов, когда ты становишься заложником подобных ситуаций. К тому же при перелетах всегда есть масса ограничений в том, что можно и что нельзя взять с собой.

ДОСЬЕ

Сергей Кондрашев родился 5 августа 1975 года в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского. В 2001 году принят в Большой театр.

С 2005 по 2009 год был дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

С 2011 года — художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра радио «Орфей».