Юрий Розум: "Знаковый концерт – всегда мощнейшая эмоциональная встряска"

Афиша юбилейного концерта Юрий Александрович, поздравляем с наступающим юбилеем! Программа вашего праздничного гала-концерта необычна – по какому принципу вы её построили? Это музыкальное путешествие по страницам моей жизни, прогулка длиною в жизнь. Сначала я исполню сочинения Фредерика Шопена. Сто лет назад моей дед влюбился на концерте в пианистку, исполнявшую его ноктюрны и вальсы, и сказал себе, что непременно на ней женится. Так появилась на свет моя мама, а затем, в день рождения Шопена, – и я. Как мне сказали в приходской церкви Борхова под Варшавой, где он был крещён, Шопен родился именно 22 февраля! Тот самый си-минорный вальс, вскруживший голову моему деду, исполнит совсем юный музыкант, ученик ЦМШ Ван Дакай. Услышит публика и выступление народного артиста России Даниила Крамера, с которым мы - молодые солисты Московской областной филармонии - не раз пересекались в самых далёких уголках страны. О творчестве моего отца, народного артисту РСФСР Александра Розума, напомнят русские романсы в исполнении великолепного баса "Геликон-оперы" Михаила Гужова. Один из лучших коллективов "Мастера хорового пения" исполнят номера из репертуара хора Русской народной песни Гостелерадио СССР, хормейстером которого полвека была моя мама, народная артистка России Галина Рождественская. И вместе с "Мастерами хорового пения" на сцену выйдет моя давняя стипендиатка, великолепная молодая певица Елизавета Антонова. Во втором отделении будут музыкальные поздравления моих друзей. Это солистка Большого театра Анна Аглатова и певица Нина Шацкая, актёры Александр Домогаров и Эммануил Виторган. И в финале юбилейного вечера я исполню любимый Первый концерт Петра Ильича Чайковского, который приносил мне победы на самых ответственных международных конкурсах. Это моя визитная карточка с ранних лет концертной деятельности. На фестивале "Музыкальная мастерская Юрия Розума". Полвека – огромный срок! За это время сама жизнь невероятно изменилась. Вы же успели за эти 50 лет выступить на сценах концертных залов во всех частях света, публика по-прежнему встречает вас с огромным воодушевлением. Как вам это удаётся? Жизнь меняется, да и публика меняется, но человеческие чувства: радость, горесть, любовь, разочарование, надежда, – они вечны, они были такими же триста лет назад... Музыка – это язык интонации, которая напрямую передается от души к душе, выражает переживания человека точнее всех других искусств. Нет таких слов, которые могут выразить всю тонкость палитры человеческих эмоций, этой игры настроений, дыханий, надежд так, как это делает музыка. Главное – войти в произведение композитора столь глубоко, чтобы у тебя родилось ощущение, будто ты сам все это написал. Ведь этот разговор душ воздействовал на публику любого столетия, он – над временем и языковыми различиями. Интересно, а какие концерты вам запомнились больше всего? Возможно, поразили вас чем-то ярким, необычным? Самые яркие впечатления – это первые выступления в легендарных, прославленных залах мира, это как первая любовь, страница, которая остаётся в твоей жизни навсегда. Это первые выходы на сцену Большого зала консерватории. Конечно, это концерт после победы в Барселоне в знаменитом Палау де ла Музика. Это моё первое выступление в Театре "Колон" Буэнос-Айреса. Играть в таких залах, чувствовать реакцию публики … Это запоминается на всю жизнь! Ямал. На концерте "Музыкальная мастерская Юрия Розума". А были и выступления, которые запомнились какими-то курьёзами, забавными происшествиями, что случаются у каждого исполнителя. К примеру, в начале 2000-х в Оперном театре в Душанбе мы с оркестром начали исполнять знаменитый Второй концерта Сергея Рахманинова – и вдруг в зале полностью погас свет: блок Нурекской ГЭС. Дирижёр мне говорит "маэстро, если можно, поиграйте немножко…". Ну, я начинаю играть что-то из Чайковского, Шопена, через 10 минут уже освоился играть в полной темноте, начинаю исполнять более виртуозные произведения. Так я играл где-то минут 40 и на какой-то бурной кульминации завершил своё выступление. Аплодисменты. И вдруг дают свет! И уже третьим отделением пришлось мне начать играть концерт Рахманинова. Самым же неординарным, рисковым, стало для меня выступление в завершении шоу "Русская мечта", которое устроил у горы Гасфорта в Севастополе байкерский клуб "Ночные волки". Меня вместе с роялем поместили на платформу на большой высоте на тоненьком-тоненьком тросике… А ведь одна только платформа была достаточно громоздкая! Громкий рок, ревут огнедышащие, олицетворяющие зло, машины. И вдруг это всё затихает, сильнейший луч на меня через всё поле – и платформа вместе со мной начинает опускаться, рояль дико трясёт, я держусь левой рукой за клавиши – а правой начинаю уже в полной тишине играть "Лунную сонату". Тихая, как свет, музыка льется, словно звуки с небес…И когда я таким образом добрался до сцены и увидел лица слушателей… там был такой особый покой и вдохновение! Такое невероятное резкое по контрасту впечатление оставила эта идея показать столкновение борьбы, битвы – и высочайшей гармонии и отрешённости "Лунной сонаты". Фестиваль на Гасфорте. Каждый удачный концерт становится для меня новой вехой на жизненном пути. Надеюсь, таким же знаковым будет и мой гала "Юрий Розум. 50 лет на сцене", оставит у слушателей самые яркие впечатления! Но сейчас, простите, пора готовиться! Каждый знаковый концерт для исполнителя – это всегда мощнейшая встряска, это адреналин, стресс, это как дрожжи, на которых крепнет опыт и растёт артистизм. Но прежде всего — это ежедневный труд.

Юрий Розум: "Знаковый концерт – всегда мощнейшая эмоциональная встряска"
© Ревизор.ru