Войти в почту

Евгений Крылатов – композитор, подаривший детство всей стране

Его не всегда узнавали в лицо, но песни, которые он написал, знала наизусть вся страна. Эти светлые, трогательные мелодии и сегодня, как по волшебству, переносят в детство, трогают душу, окрыляют и дарят надежду. «Прекрасное далеко», «Кабы не было зимы», «Крылатые качели», «Лесной олень», «Песенка о снежинке» – он сочинил музыку более чем к 160 фильмам и мультфильмам. Народный артист России и «самый добрый композитор» Евгений Крылатов.

Евгений Крылатов – композитор, подаривший детство всей стране
© Mir24.TV
К 90-летию со дня рождения неповторимого маэстро смотрите программу «Наше кино. Неувядающие» 21 февраля после полуночи и 24 февраля в 8:10 на телеканале «МИР».

Биография Евгения Крылатова – пример того, как воля и упорство помогают достигать желаемого. Пока его ровесники строили успешные карьеры, он обивал пороги советских киностудий, где его песни не замечали годами. О том, как эти мелодии в итоге стали гимнами детства для всей страны, рассказываем в материале MIR24.TV.

Несостоявшийся агроном

Будущий композитор родился в семье простых рабочих. Тогда они были Крыласовыми, однако позже Евгений поменял документы из-за того, что фамилию часто произносили неправильно. Родители мальчика жили скромно и трудились на заводе. При этом они всей душой любили и понимали музыку. Часто в их доме играл репродуктор, и маленький Женя замирал, когда слышал мелодичные звуки.

С годами тяга ребенка к музыке проявлялась все сильнее, поэтому мама решила отдать сына в фортепианный кружок. Впрочем, о том, что Евгений свяжет свою судьбу с этой стезей, не догадывался никто.

«Родители даже не понимали, что это за профессия такая – музыкант, – вспоминал Евгений Крылатов. – Они очень хотели, чтобы я стал врачом. Или, может быть, агрономом. В детстве у меня было слабое здо­ровье, и они считали, что работа на свежем воздухе будет мне полезна».

Когда Женя пошел в музыкальную школу, в семье не было денег, чтобы купить инструмент. Тогда смышленый ребенок вырезал из самоучителя схему клавиатуры и часами «музицировал» на ней в своем воображении. Позже в местном управлении культуры заметили талант юного пианиста и выдали Крылатовым во временное пользование настоящий рояль.

Попытки пробиться в кино

После школы подающий надежды юноша поступил в Пермское музыкальное училище, а по его окончании рванул в столицу, чтобы попытать удачу в Московской консерватории. Тут судьба улыбнулась будущей знаменитости дважды: его взяли на фортепианное и на композиторское отделение одновременно.

Еще будучи студентом, Крылатов написал музыку к балету «Цветик-семицветик». Позже это произведение было поставлено на сцене Большого театра. Выпускнику консерватории еще не раз довелось услышать свои мелодии с московских подмостков. В Малом театре с его аранжировками шли спектакли «Недоросль» и «Горе от ума», а в ТЮЗе под музыку молодого композитора играли «Ромео и Джульетту».

60-е годы стали золотой эпохой советского кинематографа. Конечно, целеустремленный музыкант мечтал покорить эту вершину. Он многократно обращался на киностудии со своими мелодиями, но каждый раз оказывался «за бортом». Это время запомнилось композитору, как тяжелое. Из-за отсутствия московской прописки Крылатову приходилось прятаться от милиции. Вдобавок нужно было кормить семью.

«Надо было просто выживать. И ребенок в семье рано родился. В то время вопрос заработка был самый актуальный. Зарабатывать можно было в ресторанах на песнях, но я их не писал. А второе место, где можно было просуществовать на песнях – это кино. Но я не из-за денег стремился именно в кино, а потому что внутренне чувствовал, что это мое призвание», – говорил Евгений Крылатов.

Счастливый случай

Попасть в кинематограф композитор смог только в 37 лет. В этом ему посодействовал приятель Александр Зацепин, чьи песни из «Операции Ы» и «Кавказской пленницы» в то время гремели на всю страну. Популярный автор не успевал справляться с заказами кинематографистов, когда к нему обратились с новым предложением – написать небольшую песенку к мультику «Умка». Тогда Зацепин порекомендовал привлечь к работе никому неизвестного Крылатова.

Именно «Колыбельная медведицы» оказалась для музыканта пропуском в мир большого кино. С того момента автор написал еще много замечательных песен для отечественных мультфильмов. Среди них «Песенка о лете», «Кабы не было зимы», «А я все чаще замечаю» и многие другие. Не менее популярными оказались и композиции, прозвучавшие в детских фильмах. «Лесной олень», «Три белых коня», «Песня о снежинке» – все эти мелодии давно стали хрестоматийными и по сей день не теряют своего сказочного очарования.

«Моя музыка, она скромная. Ее, может быть, немного, но она как облачко парит сама по себе. И я все время с этим сталкиваюсь, чувствую, что исполнители с любовью относятся к моей музыке – это очень ценно для меня», – отмечал композитор.

Поворотным моментом в творческой судьбе Евгения Крылатова стала премьера «Приключений Электроника». Фильм подарил зрителям песню «Крылатые качели», а ее автору – славу одного из самых востребованных кинокомпозиторов страны. А после выхода ленты «Гостья из будущего» огромную любовь аудитории завоевала композиция «Прекрасное далеко».

Ушел к своей единственной

И в период всеобщего признания, и в минуты карьерных трудностей рядом с композитором всегда оставалась одна женщина. С Севиль Сабитовной он познакомился еще в молодости, когда она была студенткой юридического факультета. Пара поженилась в 1957 году и прожила вместе почти 60 лет. Уход супруги из жизни стал для Крылатова большой утратой, которую он тяжело переживал до последних своих дней.

В их счастливом браке родилось двое детей. Сын Павел стал сценаристом, а дочь Мария пошла по стопам отца и окончила консерваторию. Рассуждая о воспитании детей, Крылатов подчеркивал, что самое главное – уделять им больше любви и внимания. А еще призывал знакомить подрастающее поколение с классической музыкой:

«Классика воспитывает душу в устремлении к благородству, к красоте, к божественности. А если человек никогда не слышал классической музыки и знает только одну «попсу», да еще «попсу уголовную» – «музыку зоны», он лишен внутренней защиты от пошлости, от всего дурного», – считал Крылатов.

В своих последних интервью музыкант шутил, что планирует дожить до 90-летнего юбилея. Однако планам знаменитости не суждено было сбыться. 8 мая 2019 года Крылатов умер в больнице на 86-м году жизни. Причиной смерти композитора стала двухсторонняя пневмония.