Войти в почту

Научная конференция к 180-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова (13—14 мая 2024, СПбГК)

Санкт-Петербургская государственная консерватория совместно с Мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова проведет VII международную научную конференцию «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», посвященную 180-летию со дня рождения композитора, дирижера и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова. Конференция состоится 13-14 мая 2024. Заявки принимаются до 15 марта 2024. Петербургский «Полилог-2024» продолжит традицию всестороннего научного обсуждения важнейших проблем современности – становление новых типов художественной культуры, обусловленное феноменом усиления чувственности на фоне расширения сферы виртуальной реальности и появления новых форм синтеза в искусстве ХХI века. Основная цель конференции – привлечение широкой научной и культурной аудитории к обсуждению проблем, связанных с музыкальным и эстетическим наследием Н. А. Римского-Корсакова, изучение проблемы синтеза искусств и тематики синестезии. К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, психологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства. Основные направления работы конференции «Звукоизобразительность» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова  Синестетические особенности музыкального творчества Н. А. Римского-Корсакова. Б. М. Галеев и Б. В. Асафьев о «цветном слухе» или синестезии Н. А. Римского-Корсакова. Система образно-цветовой символики тональностей Н. А. Римского-Корсакова. Исследование семантической функции тональности в музыке H. A. Римского-Корсакова: эмоционально-экспрессивные, синестетические, символические и философско-эстетические аспекты. Феномен «цветного слуха» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Б. В. Асафьева. Р. Шуман о характеристике тональностей. Проблема семантики тональностей как отражение характерных особенностей музыкального мышления композиторов. Исследования И. Ванечкиной, Б. Галеева, Е. Назайкинского, Ю. Parca, Б. Теплова, М. Старчеус, посвященные изучению метафорической природы синопсии. 140-летие со дня рождения Б. В. Асафьева – композитора, теоретика музыки, музыкального критика, педагога, Академика АН СССР, Народного артиста СССР. Синестетические особенности музыкального творчества Б. В. Асафьева. Полилог и синтез искусств Наследие Н. А. Римского-Корсакова в пространстве культуры. Творчество Н. А. Римского-Корсакова в русле философско-эстетических исканий Серебряного века. Творчество Н. А. Римского-Корсаков глазами русских художников. Современные интерпретации наследия Н. А. Римского-Корсакова. Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры: от античного синкретизма до виртуальной реальности. Проблема синтеза искусств в эстетике Серебряного века: символизм и авангард. Синтез искусств как средство преображения действительности: исторические аспекты и актуальные подходы. Теоретические основы синтеза искусств. Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества. Идеи теургии, соборности и синтеза искусств в философии В. С. Соловьева и музыкальном творчестве А. Н. Скрябина. «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип синестезии и синтеза искусств. Светомузыка, как вид синтетического пространственно-временного искусства и ее связь с феноменом «цветного слуха». «Тотальное произведение искусства» Рихарда Вагнера и его актуальность в настоящее время. Эстетика «Gesamtkunstwerk» и ее проявление в таких произведениях как «Книга» С. Малларме, «Счастливая рука» А. Шенберга, «Модулятор пространства и света» Л. Мохой-Надя, жестокий театр А. Арто, «4’33’’» Д. Кейджа, «Свет» К. Штокхаузена и других. Поиски Кандинского в направлении создания нового синтетического искусства. Проблема синтеза искусств в эпоху романтизма и эпоху символизма. Поэтическая синестезия в творчестве символистов Серебряного века: И. Анненский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, В. Иванов, Ф. Сологуб и другие. Прогностические тенденции развития современного искусства. Современные исследования синестезии и синтеза искусств Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства. Индивидуальные особенности «цветного слуха» в творчестве композиторов Г. Берлиоза, Ф. Листа, Н. А. Римского-Корсакова, A. Н. Скрябина, О. Мессиана, М. К. Чюрлёниса, Б. В. Асафьева. Взаимосвязь феномена «цветного слуха», творческого воображения и ассоциативности восприятия. Объективные (общие) и субъективные (индивидуальные) факторы формирования «цветного слуха». Объективный фактор феномена «цветного слуха» как эмоциональное отражение ощущений и настроений и субъективный – как его индивидуальное проявление. 150 лет со дня рождения австрийского композитора Арнольда Шенберга. А. Шенберг и В. Кандинский: революция в музыкальном и изобразительном искусстве. Вклад Б. М. Галеева – основателя НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза искусств. Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки). Светомузыка в творчестве современных композиторов. Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства. Эстетическая и психологическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление. Эстетика и феноменология: грани сопряжения Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты. Феноменологическая эстетика и современные арт-практики. Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии. Исследования феноменов синестезии и синтеза искусств в психологии, эстетическом образовании и музыкальной педагогике Cинестетические особенности музыкального восприятия как психологическая и научно-педагогическая проблематика. Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике. Новые тенденции и перспективы развития художественно-эстетического образования. Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях