Войти в почту

Концерт для тубы и музыка, написанная за утро. В Омске открылся Фестиваль Новой музыки

Авторские идеи, современная музыка и необычное сценическое воплощение - омские зрители знакомятся с симфоническими новинками. На сцене Омской филармонии стартовал седьмой Фестиваль Новой музыки (12+). Он продлится до 28 марта . Программа включает четыре концерта. В репертуаре - премьеры современной академической музыки и традиционная сказочная программа. В этом году на сцене прозвучат две мировые и одна российская премьеры. Музыку каких звёздных композиторов услышат омичи, чем этот фестиваль принципиально отличается от предыдущих, имена каких современных композиторов откроют для себя омские слушатели и какой концерт впервые сыграют в нашем городе, рассказала директор Омской филармонии Ирина Лапшина. - Ирина Борисовна, чем седьмой фестиваль будет отличаться от остальных? - Конечно, программой. С 2008-го каждые два года мы проводим этот фестиваль, стараемся не пропускать его. Как только отменяешь фестиваль, система рушится, и слушатели перестают ждать это событие. Делать его каждый год, наверное, будет перебор, потому что фестиваль сам по себе очень непростой. Современная музыка, которую пишут сегодня, непроста для восприятия. Музыка академическая - одно из самых сложных искусств. А если говорить о современных авторах, то, конечно, это всегда очень необычные гармонические сочетания. Необычная гармония, необычные мелодии, неординарные сценические решения в этих произведениях. Здесь могут быть задействованы какие-то смежные виды искусства: художественное слово, танцевальное искусство. Музыка очень непростая, но самое главное - она не проверена временем. Когда мы говорим о Бетховене, Чайковском, Моцарте и Бахе, мы понимаем, что эта музыка пережила своих создателей и доказывает, что будет жить. Эта музыка создана на все времена, это классика. А произведение, которое, например, утром ещё дописывается, а уже вечером мы его исполняем на фестивале, конечно, это вызывает определённый риск. Но мы осознаём, на что идём. Когда одна молодая девушка представила своё произведение, то для меня, профессионального музыканта с большим слушательским опытом, её музыка была непонятна. Может быть, её надо несколько раз послушать, чтобы понять замысел. Есть произведения, которые, как спектакли, - не с первого раза понимаешь замысел режиссёра и основную идею. Поэтому я тогда эту музыку не восприняла. Но я услышала реплику в зале: "Боже мой, как можно такую дрянь написать?!". Восприятие у аудитории абсолютно разное. - Конечно, это риск, но, с другой стороны, нужно же поддерживать современных авторов. - Конечно, это не классические произведения, не произведения, созданные по той схеме, по которой писали венские классики, романтики. Здесь действуют совершенно другие приёмы, это совершенно другая музыка. И представлять такую музыку - риск. Но, с другой стороны, кто не рискует, тот ничего не получает. Надо слушать такую музыку, надо поддерживать современных авторов, иначе композиторы просто не будут писать. Кстати, с этого года филармониям разрешили брать в штат композитора. Такого не было никогда! То есть мы теперь можем какого-то композитора принять на работу и делать ему заказы. Допустим, мы ставим какую-то задачу для того или иного события, и они могут эту музыку создавать, поэтому обязательно надо поддерживать современных композиторов. - Чем удивит седьмой Фестиваль Новой музыки? - На нашем фестивале будет звучать не только художественное слово, будет песочная анимация, на открытии выступил театр танца "нОга" с современной хореографией. Это необычный и очень креативный театр. Если посмотреть программу от первого до последнего концерта, то выстраивается следующая концепция: показать разнообразие симфонического оркестра, его возможности, а также возможности разных солирующих инструментов. Выступление театра танца "нОга" Впервые прозвучал концерт для тубы с оркестром. Я ещё никогда не слышала такое произведение. Мне кажется, это самый тяжёлый и неповоротливый в своём звуковом воспроизведении инструмент, и мало талантливых исполнителей играет на таком инструменте. Надо очень много воздуха набирать, чтобы продуть этот раструб огромного инструмента, чтобы это звучало легко и изящно. Из Москвы на наш фестиваль приехал тубист Фёдор Шагов. Фёдор Шагов - А кто написал музыку к концерту для тубы? - Екатерина Карпенко. Она два своих произведения посвятила нашему маэстро Дмитрию Васильеву и нашему оркестру. И они прозвучат на фестивале. Екатерину мы ждём в гости. Надеемся, что она к нам приедет! Ещё ждём современного композитора Ивана Соколова. Надеемся, что он тоже приедет. На нашем фестивале не было раньше этих имён. Некоторых композиторов мы уже традиционно берём на Фестиваль Новой музыки: А. Чайковского, Танонова, Подгайца и Кузьму Бодрова. Это уже зарекомендовавшие себя композиторы. Но, конечно, мы будем каждый фестиваль открывать новые имена. Это наша главная цель. У нас прозвучит произведение Кузьмы Бодрова "Путеводитель по оркестру". Я слышала его уже не один раз, и каждый раз я просто влюбляюсь в эту музыку. Но я её тоже не сразу поняла, сначала было очень необычно. Но Кузьма Бодров становится сегодня одним из самых востребованных современных композиторов. А несколько лет назад он был очень юным начинающим музыкантом. Он волновался, когда его произведения исполняли в Зимнем театре, переживал, постоянно спрашивал: "Ну как вам моя музыка?". Сегодня это уже мастер, у него даже походка стала другая. Видно, что он повзрослел, возмужал. И, конечно, сегодня у него в арсенале очень много произведений. Это та история, когда молодой композитор шёл по пути завоевания публики. Сегодня Кузьма Бодров - уже имя. А несколько лет назад было: "А кто это?". - Кстати, об именах. Как проходит отбор участников, кого вы приглашаете? - Прежде всего, мы идём от идеи. Складывается определённая концепция для каждого фестиваля. Когда появляется какая-то сквозная идея, мы смотрим, что поможет её раскрыть. У каждого концерта тоже есть определённый формат, скажем так, жанр. И под этот жанр мы уже подбираем произведения. Фестиваль не появляется за неделю. Сейчас он пройдёт в седьмой раз, мы его закроем, и следующие два года будем набирать произведения, смотреть, что создаётся, что появляется, и только потом выстроится какая-то концепция. - Каких композиторов в этом году мы ещё услышим? - Во-первых, будет звучать один из самых на сегодняшний день крупнейших современных композиторов, председатель жюри композиторского конкурса, народный артист России, композитор Александр Чайковский. У нас его музыка звучит постоянно. Ефрем Подгайц, который у нас уже неоднократно звучал, тоже представит свои произведения. Заявлен в фестивале концерт для детей. Заслуженный артист России Александр Гончарук, актёр Омской драмы, прочитает сказку с оркестром. Будет звучать музыка, а на экране - песочная анимация. Формат, который необычайно любим. На этот концерт в первую очередь раскупаются билеты. Очень любят этот формат и взрослые, и дети. Будет звучать Антон Танонов, который для нашего оркестра написал произведение - дивертисмент. К сожалению, приехать на фестиваль он не сможет, потому что у него будет концерт в Казани. Но мы с ним тесно и очень давно сотрудничаем и уже не раз исполняли его великолепную музыку. Он её специально для нашего фестиваля написал! 14 марта состоялось открытие фестиваля. Зрители услышали произведения Ефрема Подгайца "Рандеву", концерт для домры и джазового контрабаса с оркестром (солисты Екатерина Мочалова, домра и Андрей Иванов, контрабас). Программа Фестиваля Новой музыки будет включать ещё три концерта. Что будет в репертуаре, подробнее читайте здесь . А пока смотрите фото с открытия. Фото: Илья Петров

Концерт для тубы и музыка, написанная за утро. В Омске открылся Фестиваль Новой музыки
© Омск Здесь