Войти в почту

Минкульт: российскому кинопрокату не хватает около 50 фильмов в год и компаний для их производства

Российскому кинопрокату не хватает около 50 фильмов в год, заявила министр культуры Ольга Любимова в интервью «России 24». Одновременно должно быть увеличено число компаний — лидеров отечественного кинопроизводства, «их не может быть восемь-десять в стране», считает Любимова.

Минкульт: российскому кинопрокату не хватает около 50 фильмов в год и компаний для их производства
© BFM.RU

В феврале Фонд кино определил перечень лидеров отечественного кинопроизводства, из которого по сравнению с прошлым годом исключили «Базелевс» и «Марс Медиа Энтертейнмент». Это уважаемые, заслуженные компании, зарекомендовавшие себя большим числом кассовых зрительских проектов. Но с уходом Тимура Бекмамбетова из российского «Базелевса» киностудия уже не та, считают эксперты, и такого количества ярких проектов не обеспечивает. «Марс Медиа» снимала последний российский хит, «Мастер и Маргарита», собравший больше 2 млрд рублей в прокате.

Список надо однозначно увеличивать, но это вопрос критериев, говорит глава российского представительства корпорации comScore, член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев:

— Вопрос, насколько проще и приоритетнее мейджоры, лидеры будут получать госфинансирование по линии Фонда кино и Минкульта. Относительно немейджоров это тоже дискуссионный вопрос, не все согласны с существующим алгоритмом. Так или иначе, начинание благое.

— Сколько сейчас не хватает киноиндустрии фильмов в год, чтобы уверенно себя чувствовать?

Ольга Борисовна озвучила примерно правильный порядок цифр, потому что с уходом Голливуда ушли не только крупные проекты Marvel или DC, ушло огромное количество среднего жанрового контента, фильмов, которые зарабатывали 300-700 млн рублей, это средний сегмент, на нем держалась индустрия, потому что не каждый уик-энд выходил фильм-миллиардер, то есть если нам надо на горизонте года порядка 12-15 фильмов, зарабатывающих более миллиарда рублей, в дополнение к ним нам нужно несколько десятков, 50-70 фильмов, которые зарабатывают несколько сот миллионов рублей, вот тот сегмент, о котором я сказал. Таких фильмов нам нужны десятки, а у нас их по горизонту прошлого года не больше десяти, их надо раз в пять-семь больше. По большому счету на каждый уик-энд, которых у нас 53 в году, должен выходить фильм с потенциалом сборов в 300-500 млн рублей, и каждый месяц должен выходить хотя бы один фильм-миллиардер, тогда индустрия может выходить на нужные ей параметры для выживания и развития.

Помимо увеличения числа мейджоров, Ольга Любимова сказала, что сейчас также нужно доразвить кинотеатральную сеть. Но этот тезис вызывает вопросы: не стоит ли помочь уже имеющимся кинотеатрам, пока есть все же некоторый контентный голод, а потом уже развивать, увеличивать сети? В 2022-2023 годах флагманские сети закрыли 131 кинотеатр, хотя по сравнению с 2021-м число кинотеатров даже выросло, но незначительно.

О проблеме роста мейджоров и кинотеатральных сетей рассуждает академический руководитель Института кино ВШЭ, сооснователь кинокомпании Vision Media Postproduction Полина Ильина:

— Для роста количества фильма-миллиардников, то есть тех, которые предсказуемо будут иметь потенциал собрать бокс-офис, нам не хватает как минимум пять-семь мейджоров. Но искусственно за короткий срок невозможно увеличить их количество, тут необходим поэтапный план вывода потенциальных компаний в ранг мейджоров. Это и более тщательный отбор проектов с сильным коммерческим потенциалом для поддержки производства, и поддержка росписи проектов на популярные окна в кинопрокате, но это требует времени. Таким компаниям нужно сделать несколько блокбастерных проектов, чтобы претендовать на мейджорские позиции, а государству, как я уже сказала, нужна разработка четкого плана поддержки таких компаний. Ключ к успеху здесь лежит именно в системности.

— Как вам тезис с доразвитием кинотеатральной сети? Пока у нас со стороны есть ощущение, что тезис спорный.

— Сейчас нужно сосредоточиться на поддержке существующих кинотеатров и на усилении продуктивности их работы. При текущем объеме российского контента создавать новые кинотеатры нет смысла, особенно в крупных городах. Средства, которые могут быть выделены на доразвитие сетей, лучше направить на поддержку производства.

В начале этого года министр культуры пригрозила санкциями кинотеатрам, которые нелегально показывают зарубежные фильмы. После второго и третьего штрафа за «пиратские» показы должно следовать закрытие, по ее мнению, «закрытие двух-трех кинотеатров <…> всегда отрезвляет отрасль».