Войти в почту

Кино нового времени: драма «Позывной «Пассажир» — о внутренних переживаниях, выборе и СВО

Премьера фильма «Позывной «Пассажир» о молодом писателе, попавшем на Донбасс, состоялась 14 марта.

Кино нового времени: драма «Позывной «Пассажир» — о внутренних переживаниях, выборе и СВО
© Вечерняя Москва

Корреспондент «Вечерней Москвы» увидела ленту до выхода на большие экраны и делится мнением с читателями.

В основе сценария, написанного режиссером Ильей Казанковым, лежит роман «Убийство городов» Александра Проханова, рассказывающий о начале войны на Донбассе. Режиссер подчеркивал, что не хотел далеко уходить от литературного оригинала, но все же некоторые сцены изменил — кино требует другого языка повествования, и визуальные образы здесь порой важнее слов.

Создатели фильма с документальной точностью воссоздали то, что происходило в реальной жизни. Изначально у режиссера даже возникла идея отправиться в гущу событий, работать над будущей картиной прямо там, на Донбассе. Но взвесив все риски, от этой идеи отказались. Все сцены были сняты в Подмосковье недалеко от Павловского Посада, там же для съемок построили целую деревню из 17 домов. А вот за историческую достоверность во время съемок отвечали военно-реконструкторский клуб «Гарнизон-А» и реальные участники спецоперации, которые выступили в качестве консультантов.

Время и действие фильма разворачиваются в 2015 году на Донбассе. Модному столичному писателю Николаю Рябинину, надо сказать, весьма клишированному образу, в исполнении Антона Шагина приходится отказаться от жизни беспечного тусовщика. Брат писателя уехал добровольцем на восток Украины и пропал без вести. Николай, измученный упреками отца и болезнью матери, отправляется на поиски брата.

Чужой, в своих белых кедах и стильной кожаной куртке, он оказывается среди ополченцев батальона «Аврора» — здесь чеченцы, сербы, русские, казахи... Они с автоматами наперевес защищают тех, кто остался в небольшой донбасской деревеньке, тех, кто хочет сохранить родной, русский язык, культуру. С легкой руки шофера, которого играет Владимир Стеклов, главный герой получает ироничное прозвище «Пассажир», которое потом станет ему чуть ли не дороже собственного имени.

В новом фильме нет задачи идеализировать тех, кого жизнь забросила на Донбасс. Потому что среди них есть как настоящие герои, жертвующие собой, так и те, кто взял в руки оружие ради наживы. Такой, например, бывший заключенный, вор Жила (Сергей Горобченко). Честность в изображении разных персонажей — определенно достоинство этого кино, которое достоверно отражает непростое время, а не пытается лакировать его.

Попав на Донбасс не по своей воле, Николай переоценивает собственную жизнь и творчество. Пережив несколько обстрелов, смертей и других ужасов войны, признается, что писал романы и рассказы «ни о чем». Он встречает людей, отличающихся от столичных повес, и понимает, где надо искать настоящие чувства и на чьей стороне правда.

Преемственность поколений и их непохожесть между собой режиссер решил показать с помощью музыки. Так, в минуты отдыха между обстрелами ополченцы поют не песни военных лет, а современные — «Проститься», «Тополиный пух», «Белые розы». Так режиссеру удалось избежать клише и излишне нарочитого, показного решения. Тем не менее преемственность поколений осталась одной из важнейших тем.

Патриотическое кино — жанр, кажется, самый сложный. Особенно сейчас, когда события не то что живы в памяти, они даже не завершились, не закончились, и борьба продолжается. И как раз потому что это настолько больная тема, велик соблазн «обелить» происходящее, показать однозначно, кто здесь герои, а кто враги. Но есть тонкая грань, когда все рассказанное перестает быть правдой, а напоминает искусно созданный миф для потомков, но точно не помогающий разобраться в истории здесь и сейчас. Новому фильму как раз удалось избежать этих «розовых очков» — туда, на Донбасс, попадают разные люди. Среди них есть честные и благородные, как командир Курок (Виталий Кищенко), который запрещает убивать попавшего в плен украинца, потому что мы не звери. Есть и те, кто, как Жила, готов рискнуть собой ради денег и считает, что на войне все можно, она все спишет. Есть и такие, как Николай Рябинин, сомневающиеся люди, которых Донбасс изменил, показал, где жизнь настоящая, а где призрачные фантомы чувств. Но одно после просмотра фильма можно сказать точно — сейчас самое время создавать именно такое кино, про героев настоящего времени, и осмыслять то, что происходит на Донбассе, в искусстве, которое порой может действовать на нас сильнее, чем обезличенные сводки новостей.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Антон Шагин, актер, исполнитель роли Николая Рябинина:

— Я считаю, что мы одни из первопроходцев, затронувших эту непростую и животрепещущую тему для того, чтобы попытаться осмыслить и показать правду, которая касается огромного количества русских людей. Это фильм о человеческих отношениях. Он учит любить Родину, русскую женщину, которая полюбила героя не потому, что он ездит на крутой машине или много зарабатывает, а потому что он мужчина с нормальными человеческими качествами.

Дмитрий Певцов, актер, народный артист России:

— Самое главное качество этого фильма — он сделан с любовью. С любовью прежде всего к нашей стране, к ее людям. Это чувствуется в каждом кадре. Это мудрая, глубокая картина.

И, я думаю, у нее будет хорошая длинная жизнь, потому что это кино нужно смотреть всем.

Александр Сладков, военный журналист:

— Пожалуй, это первый фильм, который показал, как развивались события на Донбассе. Сейчас это понимание нужно всей нашей стране. По антуражу и по героям — абсолютно стопроцентное попадание.