Алексей Чернаков: "Конкурс "Партитура" помог нам поверить, что наша музыка нужна"!

Алексей Чернаков родился в 1988 году в Новосибирске. С отличием окончил композиторский факультет и ассистентуру-стажировку МГК имени П.И. Чайковского. С 2017 года преподает на Научно-композиторском факультете МГК имени П.И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов. Член Правления Союза московских композиторов. Алексей, на ваш взгляд, конкурсы – это действительно важный этап в становлении композитора? Что они дают молодому автору? Я думаю, что конкурсы важны для композиторов, так как победа в конкурсе – это всегда некий трамплин. Но в становлении композитора конкурсы играют все-таки не первостепенную роль. Для начала композитор должен состояться как личность, получить фундаментальное образование, услышать свой внутренний голос. А потом уж конкурсы. Среди ваших "трофеев" победа в I Всероссийском конкурсе молодых композиторов "Партитура" в номинации "Оперная музыка" с оперой "Вещий сон". Эта победа как-то отразилась на вашей жизни? Конкурс "Партитура" дал мне многое. Это и запись фрагментов моей оперы на "Мосфильме", и издание партитуры, и, конечно, живое исполнение оркестром, хором и солистами в легендарном Большом зале Московской консерватории. А также трансляция этого концерта в эфире федерального телеканала, что расширило нашу аудиторию в разы. Победителям конкурса оказывалась также информационная поддержка. Ну и, конечно, денежная премия была не лишней... В целом, конкурс вдохновил нас и помог поверить, что наша музыка нужна, что не так все плохо, ведь долгое время композиторам не было никакой поддержки. Скажу ещё, что после конкурса мне стало поступать ощутимо больше предложений от дирижёров симфонических оркестров. Я начал получать заказы на создание новых партитур, и произведения, написанные для симфонического оркестра, стали исполняться. В этом плане, можно сказать, что я счастливый композитор: все мои симфонические сочинения исполнены, некоторые по несколько раз. А произведение "Сибирская поэма" для симфонического оркестра, написанное по заказу маэстро Михаила Грановского, уже успело прозвучать порядка 20 раз в исполнении разных симфонических оркестров нашей страны, что для современной симфонической музыки очень здорово. Вы преподаете на научно-композиторском факультете Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Будете рекомендовать своим студентам попытать счастья в "Партитуре"? Однозначно. Для молодого композитора этот конкурс – прекрасная возможность заявить о себе и услышать свои сочинения в исполнении симфонического оркестра. Другое дело, что студенты-композиторы полноценно овладевают навыками оркестровки только к концу обучения в консерватории, а конкурс "Партитура" – это именно симфонический конкурс. Но, конечно, есть талантливые люди, которые уже на четвёртом и на пятом курсах консерватории вполне прилично владеют оркестровым письмом, и для них, я думаю, участие в конкурсе будет бесценным опытом. Насколько я понимаю, у современного композитора намного меньше шансов услышать свою музыку в исполнении живого оркестра, чем у писателя, написавшего свой первый роман. Вы помните момент, когда впервые услышали свою музыку в исполнении симфонического оркестра? Да, конечно, помню. Такие моменты не забываются. Это было в преддверии моего консерваторского диплома. Меня пригласили на оркестровую репетицию четырёх фрагментов из моей оперы. Самое интересное, что впервые мою музыку сыграл родной для меня коллектив – Симфонический оркестр Министерства обороны, входящий в структуру Центрального военного оркестра. Замечательный коллектив!Они много лет играют на выпускных экзаменах дипломные работы выпускников композиторского факультета. За что им большое спасибо, ведь музыка очень разная и далеко не простая. Именно в этом оркестре я проходил свою срочную службу. Поэтому для меня было особенно ответственно представить свою музыку коллегам, с которыми ядо этого играл вместе в одном коллективе. Когда зазвучали первые такты моей партитуры, которые до этого я слышал только в компьютерном варианте, я испытал такие чувства, которые сложно передать словами. Можно, наверное, сравнить только с волнением, когда ты берешь на руки своего только родившегося ребенка… Простите, но не могу не задать вам бытовой вопрос. Вы выступаете как пианист и исполнитель джазовой музыки, преподаете, занимаетесь аранжировками. А можно ли сегодня выжить и свести концы с концами, будучи исключительно композитором? Очень сложно выжить, если заниматься только сочинением музыки, особенно если ты недавно закончил учиться, и тебя еще никто не знает. Система заказов композиторам сложная, и пока еще находится в стадии становления. Я думаю, вы понимаете, что за сочиненное "в стол" произведение никто не заплатит ни рубля. Ну, разве что, если оно вдруг победит в конкурсе "Партитура"! А как вы относитесь к "конкуренции" искусственного интеллекта? Насколько велика вероятность, что рано или поздно он заменит представителей всех творческих профессий, в том числе композиторов? Я её пока не чувствую. Искусственный интеллект сам не может творить, за ним стоит человек, который делает ему запросы. Кто этот человек? Если это такой же композитор, как я, то в итоге я буду конкурировать с тем же композитором, с которым за руку здороваюсь. Но, я думаю, что в реальности мы можем столкнуться с тем, что появится новая прослойка людей,которые нигде особо не учились, не ставят перед собой творческую задачу, но умеют обращаться с искусственным интеллектом для создания неуникального контента. Если такой неуникальный контент нужен заказчику, то ИИ будет востребован, так как это экономика, это просто дешевле. Поэтому, думаю, конкуренцию испытают больше те, кто занимается "прикладной музыкой". Еще интересный момент. Я владею многими компьютерными программами, связанными с музыкой. Которые, вроде как, должны нам помогать сочинять музыку и ее озвучивать. Но в итоге пришел к тому, что больше всего меня вдохновляет, когда я сажусь за письменный стол с ручкой и нотной бумагой. То, чем я занимаюсь в музыке, не конкурирует с ИИ. Ошибочно думать, что создание музыки, это только лишь интеллектуальный процесс, включающий обработку и анализ огромных объемов информации и способность воспроизводить нечто в стиле того или иного композитора. Это, скорее, может быть отнесено к ремесленным навыкам композитора. Но на одном ремесле далеко не уедешь. А в настоящем искусстве всегда есть откровение, есть выход за пределы теоретических знаний. И поиск даже одной интонации у композитора может длиться несколько дней. Чтобы эта интонация "случилась", чтобы она трогала, выражала нужную тебе эмоцию. Поэтому для создания музыки нужен, безусловно, твой личный вкус, который и служит средством отсева музыкального "мусора". И потом для создания настоящего музыкального произведения нужна ведь ещё душа. И поэтому, получается, чтобы заменить композиторов, нам тогда необходимо создание "искусственной души", а эта идея, согласитесь, уже совсем "от лукавого"… На каких концертных площадках вас можно будет увидеть и услышать в этом году? Скоро в Барнауле прозвучит важное для меня сочинение "Духом сильный народ", посвящённое памяти воинов-сибиряков, которое я создал по заказу Новосибирской филармонии. Оно уже исполнялось в Новосибирске и Москве, в этот раз прозвучит в исполнении маэстро Дмитрия Лузина и Симфонического оркестра государственной филармонии Алтайского края, Барнаульского академического хора имени А.Б. Тарнецкого, Мужского вокального ансамбля Алтайской филармонии (художественный руководитель Александр Афанасьев), солистки Надежды Гончарук. Это будет в мае. В течение года несколько раз прозвучит мое сочинение "Глас народный", написанное для Всероссийского молодежного оркестра национальных инструментов "#ВСЕОНИ". Также обсуждаю участие в нескольких театральных проектах в качестве композитора. Там и опера, и мюзикл, и балет. Не буду раскрывать все карты. Тем более, я ещё не выбрал, за что в итоге возьмусь!

Алексей Чернаков: "Конкурс "Партитура" помог нам поверить, что наша музыка нужна"!
© Ревизор.ru