Войти в почту

Эмир Кустурица: я уже гражданин России, потому что очень ее люблю

На этой неделе в Ханты-Мансийске завершился международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня", который с 2022 года возглавляет сербский кинорежиссер Эмир Кустурица. Его часто называют самым русским сербом, а сам он считает себя гражданином России — потому что очень ее любит. В интервью ТАСС Кустурица поделился, в каких городах России хочет снимать кино, готов ли пригласить в свои проекты другого популярного в РФ серба актера Милоша Биковича и планирует ли менять формат кинофестиваля.

Эмир Кустурица: я уже гражданин России, потому что очень ее люблю
© ТАСС

— Эмир, в 2022 году вы стали президентом фестиваля "Дух огня", почему тогда согласились его возглавить? 

— Я согласился, потому что этот фестиваль связан с Сибирью, и с губернатором Югры я очень дружен. Да и в целом я никогда не могу устоять перед тем, чтобы помочь молодым кинематографистам развить в себе какие-то навыки, которые им потом пригодятся в будущем. А заодно увидеть сам процесс, как это происходит. Кроме того, я своим примером пытаюсь показать им, как важно найти свой оригинальный стиль. Быть талантливым очень важно, но быть оригинальным — не менее важно. Поиск своего оригинального стиля — это для меня главная тема в контексте работы с дебютантами. 

— А свой дебют вы помните? 

— Конечно, помню. В 1981 году я снял свой первый полнометражный фильм ("Помнишь ли ты Долли Белл?" — прим. ТАСС). До этого я снял два фильма для телевидения, а потом мне повезло встретить своего сценариста, к сожалению, его не стало несколько дней назад (Абдула Сидран, умер 23 марта 2024 года — прим. ТАСС). Мы с ним пережили много всего вместе, а также сняли этот первый фильм. 

Всегда важно, чему ты посвящаешь свое кино — это история, которая произошла с тобой лично, с кем-то близким тебе, или же она подсвечивает характеристики времени, в котором ты живешь. В 1981 году мы все были в смятении на фоне того, что рухнул коммунизм. И это, конечно, повлияло на то, каким мы сделали свой фильм. Он был ироничный, местами смешной и одновременно рассказывал об очень серьезных вещах, которые происходят внутри семьи в Сараево, Югославии.

— Планируете ли как новый президент фестиваля что-то менять в нем? Будет ли "Дух огня" расширяться или трансформироваться с учетом изменившейся реальности?

— Он и так хорош — я вижу, как тут хорошо отобраны фильмы, это фестиваль молодых. А для того, чтобы думать о каких-либо изменениях, мне нужно прожить как минимум несколько фестивалей. 

— Отметили ли для себя какие-то тенденции на этом фестивале?

— Все, что я видел, очень экспериментальное, оригинальное. Очень интересный взгляд на то, каким кино должно быть.

— Вы ранее говорили, что сейчас хотите работать в России и на русском языке — с чем это связано?

— Например, мне лично очень близок Достоевский. Это связано с тем, что его интересовали те вещи, которые интересны и мне. По большей части, речь о маргиналах — людях, которые живут не в центре внимания. Он не писал про Наташу Ростову, например. Он писал о тех, кто происходил из маргинального общества. От своего первого фильма и до нынешнего времени я в своих картинах делаю то же самое — рассказываю о людях, которые живут не "как все", которые обычно остаются за кулисами.

При этом подчеркну, что я не намерен снимать экранизации того, что написал Достоевский. У меня в фильме будет оригинальный сюжет, который просто будет содержать некоторые идеи, отраженные ранее в романах Достоевского.

— Определены ли исполнители главных ролей в фильме по Достоевскому?

— Нет, нам еще далеко до этого. Сейчас я пока заканчиваю сценарий, стараюсь сделать историю интересной. После этого будет легче рассуждать о касте.

— Завершена ли работа над сценарием "Лавра" по роману Евгения Водолазкина? Где будут проходить съемки? И есть ли уже дрим-каст?

Евгений Водолазкин уже написал сценарий, и он хорош. Осталось только немного поработать над балансом диалогов и других сцен. Я думаю, это будет очень интересный опыт, — он рассказывает о средневековой Руси, раннем православии, юродивых людях. Это было по-настоящему библейское время, которое очень ярко отражает Россию.

— Почему именно "Лавр" вас заинтересовал? Есть ощущение, что произведения Евгения Водолазкина не самые простые для адаптации на киноязык?

— Экранизацию этой книги мне предложил сам Водолазкин. А я согласился, потому что это правда хорошая книга, которая дает нам возможность поговорить о России в то время, пока в Европе был Ренессанс. Мы поговорим о том, что происходило здесь. Сама по себе история очень интересная.

О касте этого фильма пока рано говорить. Я знаю, что актеры, которые играют в том или ином проекте, — это важная тема и в Голливуде, и в России. Но каст — это лишь продолжение того, что ты уже видишь в готовом варианте на бумаге, а также, конечно, результат работы твоего воображения. Сейчас подбор актеров — это прежде всего финансовый вопрос, а также вопрос того, что актеры привнесут в фильм. В моих фильмах подбор актеров начинается только после хорошо проработанного материала. Это не технический процесс, когда известных людей просто приглашают в фильм, а потом уже фильм воспринимается как минимум на 50% только по тому, какие в нем играют актеры. В моих фильмах такого никогда не будет.

— А где хотели бы еще поснимать в России?

— Мой следующий фильм я планирую снимать на юге, в Сочи. Это будет фильм под названием "Инженер легких прогулок". Он рассказывает про молодого человека, который чистит трубы. Почему он гуляет? Потому что он хочет помогать людям, которые одиноки. Куда бы вы ни захотели пойти, он пойдет с вами, потому что он просто хороший человек. Но есть проблема — он влюбляется в молодую красивую девушку, которая в беде. У нее проблемный отец, практически как Мармеладов в "Преступлении и наказании". Он потерял все деньги, даже те, которые были приготовлены для больного брата возлюбленной нашего инженера. Предполагалось, что эти деньги спасут мальчика. Поэтому, чтобы заплатить докторам, эта женщина решается заработать их сама и становится проституткой. Она отправляется в Санкт-Петербург, и главный герой теряет ее след. Далее он также переезжает в Петербург и становится доставщиком пиццы, чтобы выжить. А все остальное вы увидите уже в фильме. Также хотелось бы поснимать в Казани, Санкт-Петербурге, в Сибири.

— Нет ли в планах сотрудничества с другим самым известным в России сербом — Милошем Биковичем?

— Если для него найдется роль — почему бы и нет.

— Про вас говорят, что вы самый русский серб. Планируете ли получить российское гражданство?

— Я и так гражданин России, потому что я ее очень люблю. А вообще я гражданин мира, а России особенно.

— А официально?

— Официально тоже, может быть, стану, почему нет. Я уже гражданин Сербии, Франции. Почему бы не получить гражданство и в России.