Войти в почту

Прочувствовать мелодию: Алексей Кондрашин - о волжских песнях, живом звучании и казачьем братстве

"Пой вослед" – Я знаю, что в вашей семье были крепкие музыкальные корни, что и повлияло на выбор жизненного пути. – Все мои прабабушки и прадедушки были людьми поющими. На вечерках пели народные песни. Среди них были шуточные, озорные. Рядом со взрослыми собиралась детвора. Старшие запевали, а молодым говорили: "Пой вослед". И мы повторяли за ними. Некоторые из этих песен папа записал на бобины, а я потом их часто слушал. Один мой дед играл на балалайке, другой – на гармошке, и эти наигрыши полюбились на всю жизнь. Они – как красивое веретено, на которое нанизываются звуки. У нас, в Ульяновской области, где я вырос, были свои переборы. Их называют "угаровскими" – в честь знаменитого волжского гармониста. Кстати, мои родители стали профессиональными музыкантами. Папа – баянист, мама – аккордеонист. – Переехав в Самарскую область, вы ведь не сразу попали в ансамбль "Волжские казаки"? – Сначала я руководил хором в Красноярском районе, потом – фольклорным ансамблем "Калина". Его стилистика более близка к современной, чем у "Волжских казаков". Связи с "Калиной" я и сейчас не прерываю. Иногда оба коллектива выступают на одном концерте. В ансамбле "Волжские казаки" я – как человек-оркестр. И пою, и делаю музыкальные композиции, аранжировки. Моя задача – подчеркнуть с помощью инструментовки характер песни. Для этого я должен прочувствовать ее. Взял в руки баян – сыграл мелодию. Потом сыграл на балалайке. Очень люблю гармонь. Вплетаю в аранжировки народные инструменты. Жалейку, например. Пошел проигрыш в песне – артисты в пляс пустились, а народные инструменты помогают. "Мы в этой жизни – роднички" – Какие песни сейчас в копилке ансамбля? – Прежде всего, казачьи, конечно. Среди них – "Когда мы были на войне", "Не для меня", "Распрягайте, хлопцы, коней", "Любо мне, когда Дон разливается" (6+). У этих песен – своя энергетика. Когда казак в пляс идет, говорят: "Ногой топнул – пыль с сапога слетела". Так и в песнях казачьих – особый задор. На наших концертах они получают сценическое воплощение. Хотелось бы, чтобы при этом у зрителей возникало ощущение волшебства. Например, песню "Когда мы были на войне" артисты сопровождают танцем. В какой-то момент музыкальное сопровождение передает топот коней, и артисты выбегают на сцену с шашками. Но поем мы не только казачьи песни. Часто обращаемся к военной классике. Исполняем, например, "Вставай, страна огромная", "Горит свечи огарочек…" (6+) и другие песни. 20 января состоялся юбилейный концерт коллектива "Волжские казаки", приуроченный к его тридцатилетию. Три с половиной часа продолжалось выступление, а мне было жалко, что многие номера не удалось включить в программу из-за того, что времени не хватило. – Авторские песни берете в репертуар? – Довольно часто. Но такие, которые звучат в народной стилистике. Когда их поет казачий ансамбль, возникает ощущение, что родились они лет сто назад. Иногда песни для репертуара появляются волею случая. Кто-то из глубинки напоет нам что-нибудь интересное – записываем. Недавно в Алексеевском районе один дедушка спел нам песню "Кинель-река" (6+). Понравилась. Аранжировали ее, теперь она стала казачьей. Когда я был студентом, часто ездил в экспедиции, где мы записывали фольклор. В Самарской и Ульяновской областях сохранилось довольно много свадебных обрядовых песен. А вот бытовых – гораздо меньше. Носители фольклора уходят из жизни, к сожалению. Удивительно, что до сих пор этнографические экспедиции находят старинные песни. – На сколько голосов делаете раскладку? – Бывает, что на три, четыре голоса. Хотя вокальный коллектив у нас небольшой. Женский голос – единственный. Это наш хормейстер Елена Гуляева. Она занимает верхнюю позицию в партитуре. В коллективе шесть мужчин-вокалистов. С самого основания в нем – директор ансамбля, заслуженный артист России Евгений Бухалов. Басов, к сожалению, не хватает. Нам нужен такой голос, чтобы звучал как туба. Кадровая проблема – не только у нас, она у многих фольклорных коллективов. Мне кажется, это такой вопрос, который нужно решать на федеральном уровне. А вообще, в ансамбле собрались люди, по-настоящему увлеченные своим делом. Тут особое братство. – Вы же выступаете не только в Самарской губернии. – Мы дружим с коллективом передачи "Играй, гармонь!" (6+). Когда они делают записи где-то на Волге – в Казани или Ульяновске – обязательно приглашают нас. Последний раз мы пели для этой программы в городе Заинске в Татарстане. Причем получилось так, что выступали экспромтом – времени не было на подготовку. Ведущая передачи Анастасия Заволокина всегда просит, чтобы мы исполняли наши, волжские наигрыши. Как-то она сказала: "Мы в этой жизни – роднички, которые наполняют одну большую реку…". Недавно, на масленичной неделе, мы представляли наш регион на выставке "Россия" (0+) на ВДНХ. И там тоже исполняли волжские наигрыши и песни. Иногда нас спрашивают: "Есть ли у вас что-нибудь цыганское?" Нет, я сторонник того, что раз мы живем на Волге, то и песни наши должны быть с волжской окраской. Наш козырь – живое звучание народных инструментов. Сейчас многие поют под фонограмму. Но я считаю, что от живой музыки – совершенно другое ощущение. – Зрители часто делятся с вами своими эмоциями? – Конечно. Особенно это чувствовалось в ходе нашей недавней поездки в Луганскую народную республику. Там мы давали отдельно концерты для бойцов и для жителей. Выступали в школах, домах культуры. Полпесни исполним – видим, что люди плачут. Они же там не избалованы концертами артистов. Больше всего удивило, как дети реагировали на песни. Они вставали с мест во время исполнения, кричали "Браво!", громко аплодировали. И даже плясали, выскочив на концертную площадку. – Что в ваших ближайших планах? – На День Победы, 9 мая, состоится выездной концерт (6+) в Нижегородской области. В мае также примем участие в фестивале военных ансамблей песни и пляски, который состоится в Самаре (6+).

Прочувствовать мелодию: Алексей Кондрашин - о волжских песнях, живом звучании и казачьем братстве
© СОВА