Психологический роман Кнута Гамсуна перенесли на театральную сцену

На Малой сцене МХТ имени Чехова сыграли «Голод» Елизаветы Бондарь по роману Кнута Гамсуна с Сергеем Волковым в главной роли.

Психологический роман Кнута Гамсуна перенесли на театральную сцену
© Вечерняя Москва

Язык и речь нужны нам, чтобы понимать друг друга, но порой и они не помогают. Представить же, что творится в голове у человека в измененном от долгого голодания состоянии сознания, почти немыслимо. Но попробовать с помощью театра можно.

Инсценировку романа длиннее 200 страниц на спектакль короче полутора часов написала Анна Лифиренко. Это скорее произведение «по мотивам», чем пересказ. Режиссер Елизавета Бондарь использовала в спектакле принципы музыкального театра. По ним функционирует весь мир вокруг главного героя, погруженного в психологические переживания.

— По жанру наш спектакль скорее притча, в нем есть перпендикуляр: страшная правда жизни заложена в небытовую форму, — поясняет Елизавета. — Думаю, театр и должен быть таким: ярким, образным, фантазийным.

По сюжету персонаж, с чьей точки зрения подаются события (Сергей Волков), — одаренный, но непризнанный писатель, вынужденный голодать, потому что он не может найти работу. Но внутри тут все не то, чем кажется снаружи — ни ему, ни другим.

По внешней форме это трагифарс. Все ярко и легко: борьба с гигантской мухой за стол, обрушение цветочного горшка на голову, трапеза на одного с коронным блюдом... Но в глубине души голодающего корежит, и пластика артиста позволяет передать спазмы и конвульсии, а мимика — душевные метания. Ведь герой не только изголодался в прямом смысле слова, но и устал от одиночества, неспособности продолжить общение. Хотя контактов, которые быстро обрываются, у него много: с продавщицей пирожков (Мария Сокова), с просящим подаяние (Евгений Перевалов), с незнакомкой (Полина Романова), с редактором (Николай Романов), с правоохранителем (Павел Филиппов) и другими персонажами...

Думаю, это история о диалоге творца земного с небесным. Вот в самый тяжкий момент, на самом дне жизни, несломленный герой тянется ввысь, к «музыке блуждающих миров». А в другой, раздавленный нищетой, низвергается с высот, отрекаясь от всего, что раньше было значимо. И все же его всегда что-то подхватывает, удерживает. Мечта об идеальной Илаяли, которую он видит едва не в каждой женщине? Надежда на десять крон за работу, которые позволят выжить? Или талант, когда пишешь ночь напролет и абсолютно счастлив?

Еще это история о том, как держать лицо в любой ситуации: когда оно проваливается от страданий или расплывается от удовольствия. О том, что у любого поступка может быть множество побуждений: ты не пройдешь мимо нищего, потому что сострадаешь ему или потому что сам не хочешь показаться бедным. Об общности и разделенности.

Этот лаконичный спектакль с живой музыкой и талантливыми артистами скрасит ваш вечер и даст пищу для последующих размышлений.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Волков, актер:

— Когда я читал этот роман в первый раз, жил в Петербурге и воспринимал его через призму Федора Михайловича Достоевского... Мне кажется, герой изначально настолько изранен и измучен, что у него нет сил на нормальный живой контакт с людьми. Он живет в проекциях, которые представляет в своей голове, и они его ранят. Все его действия искривлены этой призмой.

И никто не может помочь, даже те, кто пытается. Мне кажется, это о таком состоянии человека, когда он начинает терять контакт с внешним миром и уходит в бесконечный внутренний монолог, который съедает его. И как из этого выйти — большой вопрос.