Войти в почту

В Москве прошли заключительные концерты Транссибирского Арт-Фестиваля

В Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялся заключительный концерт XI Транссибирского Арт-Фестиваля. Бессменный худрук фестиваля скрипач Вадим Репин выступил с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова, триумфально завершив концертный марафон. Впереди - самарские гастроли фестиваля в ноябре, а пока подводим итоги прошедшего Транссиба.

В Москве прошли заключительные концерты Транссибирского Арт-Фестиваля
© Российская Газета

Основная часть фестиваля прошла с 20 марта по 8 апреля в Новосибирске, Красноярске и городах Новосибирской области и Красноярского края. Открытие и ключевые события по традиции состоялись на родине основателя и художественного руководителя фестиваля Вадима Репина - в Новосибирске.

В афише XI фестиваля - камерные и симфонические концерты, балетные и театральные постановки, образовательные мастер-классы; впервые на Транссибе выступил певец Ильдар Абдразаков, дирижеры Жюльен Салемкур (Германия) и Клеман Нонсье (Франция); состоялась программа "Светлана Захарова. Фестиваль Гала" с участием примы-балерины Большого театра и мультижанровый спектакль "Нунча" в постановке Аллы Сигаловой; Красноярск и Новосибирск посетили Большой симфонический оркестр им. Чайковского и Страдивари-ансамбль Мариинского театра, а в столице региона выступал Уральский симфонический оркестр.

Знаковая для фестиваля традиция - ежегодно представлять публике мировую премьеру нового сочинения. В этом году мировой скрипичный репертуар пополнился новым концертом для скрипки с оркестром (авторства российского композитора Кузьмы Бодрова), который Вадим Репин впервые исполнил вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Димитриса Ботиниса.

"Это было счастье, что на премьере мы играли с Ботинисом, - рассказывает Вадим Репин. - Он так тщательно выучил концерт и придумал свою концепцию, что, когда мы репетировали в зале и с нами был композитор, каждый уже имел свое видение, и все прошло замечательно. Концерт получился прекрасный, огромная радость его исполнять!"

Фото: Александр Иванов / пресс-служба Транссибирского Арт-фестиваля

Работая над произведением, Кузьма Бодров обратился к старинной композиторской практике музыкальной монограммы, корни которой уходят в эпоху Барокко и Ренессанса: латинские буквы в имени человека зашифровываются в названиях нот. Основным лейтмотивом концерта стала монограмма имени Вадима Репина, которому посвящен концерт: ноты ля-ре-ми (vADiM REpin).

"Данная монограмма стала основной тематической единицей, от которой я оттолкнулся в процессе сочинения музыки, - комментирует композитор. - Иногда она звучит завуалированно и таинственно, иногда настойчиво, трагически, неумолимо, ностальгически и, наконец, как гимн жизни, света, добра, надежды и любви. Каждый человек познает в жизни радость и горе, любовь и счастье, расставание с близкими... Иными словами, все грани нашего главного дара, которым мы все обладаем, - бытия! Что-то подобное происходит и с главным музыкальным героем концерта, который рождается, открывает и познает жизнь во всех ее прекрасных и одновременно печальных гранях. Именно эта концепция отражена в развитии основного музыкального тезиса концерта - монограммы "ля-ре-ми".

Заключительные концерты Транссиба прошли традиционно в Москве в Концертном зале П.И. Чайковского. 9 апреля Вадим Репин и Николай Луганский исполнили скрипичные сонаты Грига, Дебюсси и Франка, а 13 апреля слушателям представили эмоциональную и красочную симфоническую программу русской музыки.

Концерт открыла увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского - за пультом Госоркестра им. Светланова стоял Иван Никифорчин, заменивший буквально за день до концерта заболевшего ковидом дирижера из Венесуэлы Мануэля Лопеса Гомеса. Красочная симфоническая партитура оттенила уникальный звук Госоркестра с его богатым медовым тембром струнных, раскатистостью ударных и точностью группы медных духовых инструментов, которые, к слову, не отличились чистотой интонации во второй части Пятой симфонии Чайковского (знаменитое соло валторн), прозвучавшей во втором отделении концерта, что, впрочем, не смогло омрачить симфонический триумф оркестра.

Фото: Александр Иванов / пресс-служба Транссибирского Арт-фестиваля

Второй концерт Прокофьева Репин исполнил с большим внутренним оптимизмом, огненным темпераментом, безукоризненным мастерством и впечатляющим блеском, получив в награду эмоциональные овации зала. Отдельно хочется отметить самозабвенное и темпераментное дирижирование Никифорчина, который был чрезвычайно органичен, до последней ноты оставаясь в чутком контакте с музыкантами оркестра и солистом. Академическая дирижерская школа вместе с эмоциональной, естественной и убедительной экспрессией жестов буквально говорила слушателям: Никифорчин - чувствующий дирижер, а музыка Чайковского - его родная стихия. Упоительное исполнение Пятой симфонии Чайковского произвело фурор, заполнив зал шквалом аплодисментов, напоминавших оглушающий летний ливень. На бис оркестр исполнил Вальс из балета "Спящая красавица".

Комментарий

После концерта Вадим Репин специально для "РГ" поделился своими впечатлениями о концерте, фестивале в целом и планах будущего сезона.

Вадим Репин, скрипач:

- Эмоционально концерт Прокофьева очень непрост: в нем есть и сказка, и трагедия - вдруг, ниоткуда и столь внезапно, что страшно самому. Калейдоскопичные эпизоды, когда буквально улетаешь из одного мира в другой. Я впервые играл с Иваном Никифорчиным, мне понравилось с ним играть - на энергетическом уровне у нас было хорошее понимание, оркестр вел, и хотелось за ним следовать. Молодец парень!

В завершении я чувствую усталость от перелетов и количества нот, но я очень рад, что фестиваль состоялся. Были потрясающие концерты и незабываемые моменты: например, я впервые на одной сцене выступал с Ильдаром Абдразаковым, мы даже вместе исполнили "Элегию" Массне; речиталь с Николаем Луганским всегда особая радость для меня - здесь, в Москве, и в Новосибирске. Как всегда, у нас были прекрасные камерные концерты: приехал Александр Князев, Вадим Руденко (обожаю с ним играть), Паша Милюков.

В этом году мы сделали репертуарный акцент на флейте, и в Новосибирск приезжал замечательный флейтист Максим Рубцов. В следующем году мы, возможно, сделаем акцент на гитаре! Для гитары и скрипки много писал Пьяццолла и Паганини, который сам был также превосходным гитаристом. Конечно, все это непросто держать на высоком уровне - нужно много репетировать, работать в профессии, а не только как организатор. Но это всегда приятно - скоро начну этим жить, готовиться к следующей серии Транссиба.