Ещё
Аквамен
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Щелкунчик и четыре королевства
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Бамблби
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Человек-паук: Через вселенные
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Хроники хищных городов
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Богемская рапсодия
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Робин Гуд: Начало
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Ральф против интернета
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Всё или ничего
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Заповедник
Комедия
Купить билет
Звезда родилась
Мюзикл, Мелодрама
Купить билет
Апгрейд
Боевик, Фантастика, Ужасы
Купить билет
Гринч
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Братья Систерс
Вестерн, Боевик, Приключение
Купить билет
Лето
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Холодная война
Исторический, Мелодрама, Драма
Купить билет
Проводник
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Под Сильвер-Лэйк
Триллер, Комедия, Драма
Купить билет
МУЛЬТ в кино. Выпуск 86. Самые тёплые серии!
Мультфильм
Купить билет

Фильм «Теснота» после успеха в Каннах вышел на российские экраны 

Фото: Кадр из фильма «Теснота»
Кинокомпания «Пионер» выпустила в прокат фильм «Теснота». Дебютная картина 26-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова впервые была показана в Каннах в программе «Особый взгляд» и получила там премию FIPRESCI, а потом завоевала и несколько приятных наград в России. Действие картины разворачивается в 1998 г. в кабардино-балкарском Нальчике. Из двух еврейских семей похищают жениха и невесту. Родители юноши пытаются собрать выкуп, но община не готова пожертвовать всю сумму. Главная героиня фильма — Ила, сестра украденного жениха. На первом плане в «Тесноте» — неразрешимые конфликты между народами, внутри семьи и внутри самого человека.
— «Теснота» основана на реальных событиях, и фильм начинается с пояснительной вводки. Вы хотели создать атмосферу документа?
— Это вводное представление меня как автора. Когда в художественной ткани присутствует не только герой, но и автор, мне кажется, это другой уровень искренности. К тому же это нужно для понимания контекста. Когда мы показывали первую сборку кинокритикам, те спрашивали: «Хорошо, а почему Нальчик? Боимся, зритель не поймет». И Александр Николаевич (Сокуров. — «Ведомости») предложил такой выход.
— Это частная история или универсальная?
— Не то чтобы всех подряд воровали, но это был не единичный случай. Нальчик провинциальный город, где, как и во многих регионах, в 1998 г. творилось черт-те что.
— У вас в «Тесноте» два сообщества, которые друг друга не очень понимают. Как вы пытались наладить этот диалог — или, точнее, конфликт?
— Что касается кабардинской стороны, то я из этой среды, она моя. Когда дело дошло до еврейских характеров, до того, как герои должны двигаться, говорить, какой у них семейный, общественный строй, — я стал консультироваться с еврейской общиной в Нальчике. Мы общались с раввинами, я слушал и думал: «Ничего себе!»
— Нарушение коммуникации связано со стереотипами? Мы ожидаем от еврея одного поведения, а он раскрывается не как еврей. А парень главной героини — кабардинец — ведет себя иногда вполне по-европейски.
— Это хороший вопрос. Когда я работал над сценарием, для меня было важно разрушить не национальные, а общечеловеческие стереотипы. Человек может вести себя так, как ждут от него зрители, но я хочу этот стереотип поломать, показав, что человек не черно-белый.
— Когда в кадре появляются лица крупным планом, кажется, будто лицо у человека есть, а тело исчезает. Тело скованно, оно кукольное. К примеру, отец, который слушается дочери, зажат в движениях. В сцене секса с телами будто ничего не происходит, это выглядит литературно. Как для вас герои раскрывались телесно?
— Сцена секса литературно получилась? Интересно. Ну вот про телесность я в меньшей степени думал. Для меня важны лица. Я выбирал формат кадра исходя из лица.
— Когда смотришь за вашими героями, возникает ощущение, будто за пределами Кабардино-Балкарии, где они живут, ничего нет. Они не понимают, что вокруг есть какая-то страна?
— В каком-то смысле — да. Вот финальная сцена — общий план водопада. Единственный светлый участок кадра где-то там наверху. Такой небольшой островочек, он недосягаем для них.
— Насилие в фильме показано косвенно, даже в сцене с хроникой убийства русских солдат на каком-то этапе все останавливается и переходит в звуки, почти ничего не видно. Это игра с воображением?
— Чем мне понравился Ласло Немеш, режиссер «Сына Саула» — он оставляет насилие на втором плане, чтобы зритель мог домыслить. Воображение всегда страшнее того, что тебе показывают. Мне тоже хотелось размытой картинки, чтобы был только звук.
— У вас, как я понял, гуманистическая позиция?
— Ну, я попытался. Я хочу, чтобы гуманизм был, но если гуманизм без острых углов, это не гуманизм. Очень удобно делать такие светлые гуманистические фильмы без конфликтов.
— Сейчас возвращается проблема «свой — чужой», как в 1990-е. Как киноязык помогает вам отразить конфликт своих и чужих? В цвете?
— Ну, цвет, пространство. Когда два героя стоят в профиль, что-то в пространстве их разделяет. Конфликт должен существовать в кадре, в цвете, в звуке.
— Вы работали с профессиональными и непрофессиональными актерами. Имеет ли значение мастерство?
— Семью главной героини играют профессионалы. Дарья Жовнер — главная героиня — только закончила мастерскую Рыжакова во МХАТе, родителей играют актеры из Петербурга. Мне важно, чтобы актер и герой были чем-то похожи. С непрофессиональными актерами я работал иначе. Часто непрофессиональный актер так органичен в кадре, что подготовки и не требуется. Но мы с командой много работали над физикой героев, как они перемещаются, что влияет на их движения.
— Чем вы в фильме недовольны, что бы поменяли?
— Я бы поменял многое в мизансценах — в плане движения, скорости. Просто в меру малого опыта я не видел фильм целиком изначально, а сейчас понимаю, что можно было что-то ускорить, иначе поработать со светом. Чтобы прям выжигало…
— Расскажите про географию европейских показов.
— Франция, Нидерланды, Польша, к моему удивлению — Сингапур, Канада, Испания.
— США пока не решились?
— Нет.
— Как на продвижение фильма влияет Сокуров?
— Если бы не Сокуров, то «Теснота», может, и не попала бы на Каннский кинофестиваль, куда присылают огромное количество фильмов. Я думаю, прийти и сказать «посмотрите этот фильм» без связей в кино — невозможно.
— Уже поступали предложения от индустрии?
— Это закрытая информация, но есть предложения и с Запада, что приятно. Предлагали полный метр — прислали сценарий, но я не взялся, не моя история. Недавно был скайп с компанией, которая и производит, и прокатывает фильмы. Никто на Западе, конечно, не будет мой фильм финансировать, они хотят меня только как наемную единицу использовать. Я ответил им, что боюсь отношений «продюсер — режиссер» из-за того, что у них главнее продюсер.
— Чувствуете ли вы себя частью процесса? У вас с другими режиссерами общая земля или каждый на своем острове?
— Все на островах, нет никакой сплоченности. Меня спрашивали, когда в России будет новая русская волна. Мне кажется, нескоро. Для этого нужна идея сплочения, а пока каждый за себя.
— Вы наблюдатель или хотите изменить то, что видите?
— Я очень хочу ошибаться, но мне кажется, что с помощью кино нельзя ничего изменить.
Комментарии4
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео