Войти в почту

Дайте ребёнку паяльник. Почему нынешние дети ничего не умеют делать руками?

Вряд ли кто-то из читателей «АиФ» в детстве не был записан в какой-нибудь кружок. Одни крахмалили связанные крючком вазы, другие выжигали по дереву и учились колотить табуреты. Куда родители водят школьников сегодня? В развивайки, школы скорочтения, а также на хоккей и хореографию. При этом нынешние дети ничего не умеют делать руками. Об этом нам рассказал директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав ХАЛАМОВ. Корреспондент «АиФ-Челябинск» Наталья Зверева: Где вы находите технарей? Владислав Халамов: Сегодня огромный дефицит технических кружков. У нас за дверями очередь родителей, желающих записать к нам детей. Они на уровне интуиции понимают: умение работать руками и головой всегда пригодится ребёнку. Мы всё время в поиске новых педагогов. Но найти толкового технаря - большая проблема. Как и хорошего сварщика, токаря, электронщика. Уже не редкость, когда на крупном предприятии грамотный технолог получает зарплату больше, чем управленец. У нас толпы манагеров, топ-менеджеров. И нет руководителей среднего звена - кадров, которые знают труд рабочего от и до, которые сами вышли из этой среды и могут организовать работу производственной линии, участка, бригады. Раньше эту среднюю прослойку готовили техникумы. Сейчас - никто. В общем, проблема дефицита кадров - это катастрофа, и к пику мы ещё не подошли. - Когда же будет пройдён этот пик? - Когда вырастут дети, которые занимаются техническим творчеством сегодня. Но им понадобится ещё восемь-десять лет, чтобы окончить школу, и ещё около пяти лет на вуз. Напомню, с первым кадровым кризисом мы столкнулись, когда уходили советские кадры, люди добросовестные. На смену им пришли люди, которые у них учились. Но теперь уходят и они, а приходят те, которые ни у кого не учились и ничего не умеют. - Где же вы берёте педагогов? - К нашему счастью, у нас ещё есть несколько учителей, вышедших из старой советской системы, - авиамоделистов, судомоделистов, электронщиков. Но их очень мало. Больше тех, кто приходит впервые, и этих ребят приходится учить основательно. Радует то, что приходят они с горящими глазами и детей заражают своим воодушевлением. Здесь все вместе шьют, паяют, бегают с корабликами и самолётиками. У нас здесь эдакая... взросло-детская тусовка! Занятия выстроены так, чтобы через три урока получилась простенькая моделька - самолётик полетел, кораблик поплыл, машинка поехала, была закончена настенная картина или связан шарфик. Чтобы у каждого ребёнка была своя ситуация успеха, которая бы его стимулировала. Гаджеты мешают мечтать - Очень любопытно ваше отношение к современным гаджетам и компьютерным играм. Многие уверены, что это дополнительная возможность для развития детей, и не мыслят без них современного детства... - Очень зря. У меня самое негативное отношение к гаджетам. Мы противники применения компьютеров в школах, не говоря уже об играх. С компьютером, подключённым к Интернету, гораздо проще готовиться к урокам. Не нужно напрягаться и искать нужную информацию, самостоятельно готовить ответы, доклады, решать задачи, придумывать поделки... Здесь всё подскажут, преподнесут в готовом виде. Проблема здесь социальная, а не техническая и не педагогическая. Мы не выдаём нашим воспитанникам планшеты. Мы учим их работать лобзиком, напильником, паяльником и т. п. Таких элементов, которые нужно сделать вместе с компьютером, очень немного. Детям гораздо интереснее осваивать современное оборудование. Взять хоть те же паяльники. Это раньше они были громоздкими и перегревались, современный паяльник размером с ручку, его удобно держать в руке и он не перегревается. Гаджеты мешают детям мечтать. Мечтать сделать то, что они смогут использовать в своей жизни. Только благодаря техническому творчеству ребёнок растёт создателем, а не разрушителем. - На Всероссийской робототехнической олимпиаде в этом году челябинцы взяли семь медалей. В общекомандном зачёте южноуральцы стали лучшими. Насколько перспективно направление робототехники? - Вы себе не представляете, насколько перспективно! Это раньше нам робот представлялся чем-то вроде инопланетного существа. Современный робот - это любое устройство, которое имеет мозг и датчики обратной связи. То есть двери в троллейбусе - это робот, лифт - это робот, кофемолка, стиральная машинка, кондиционеры, пылесосы, томографы, аппараты УЗИ - всё это робототехника. Ребята, которые пройдут эту школу, не обязательно станут изобретателями суперроботов. Но они обязательно заработают себе на кусок хлеба и, скорее всего, даже с красной икрой. Потому что всегда будут нужны люди, которые что-то смыслят в ремонте автомобилей, кондиционеров, телевизоров, которые бы производили холодильники, стиральные машинки и копировальные аппараты. - А как, по-вашему, выглядит рейтинг профессий будущего? - Многие профессии будут продолжать существовать уже совместно с робототехникой. Посмотрите сами: хирург уже не всегда работает обычным скальпелем, он проводит операции без разрезов, то есть роботы проникли в медицину, они помогают врачу безболезненно проникнуть в сосуды или во внутренние органы пациентов. Роботы незаменимы на производстве, где есть автоматизированные линии. Не знаю, что будет дальше - через 50 или 100 лет, но уверен в одном: ребёнку важно знать школьные предметы, только на их базе могут вырасти новые суперспециальности. - То есть в будущем роботы отнимут у нас работу, потому что все процессы будут автоматизированы? - Нет, роботы никогда полностью не заменят человека. Чтобы производственная линия заработала, её должен настроить человек или коллектив настройщиков. И затраты на этот коллектив намного больше, чем затраты на серийное производство. У роботов нет главного - творческого подхода. Творчество - это прерогатива человека. А по поводу того, что роботы отбирают у людей «простой» труд, надо радоваться: у нас высвобождается время на то, чтобы заниматься чем-то интересным - творчеством, взаимоотношениями, воспитанием детей. Как собрать кран - Кем вы сами мечтали стать в детстве? Ведь не директором ДЮТТа? - Конечно, нет! (Смеётся.) Я всегда мечтал стать главным инженером или главным конструктором, равнялся на тех известных людей, которые строили самолёты, космические корабли, заводы. Кстати, в Советском Союзе конструкторы выпускались намного грамотнее, чем те, что есть сейчас. Сейчас упор больше на шоу и меньше на развитие. Отстаёт и книжно-методологическая часть. Книжки, которые писались конструкторами в Советском Союзе, были проработаны и вместе с тем понятны ребёнку. Они давали перспективу развития. Вроде бы ребёнок собирал простую модель, но уже понимал, как за ней собрать следующую. Было много комплектующих, можно было собрать машинки, которые движутся, подъёмные краны и мельницы. К современным конструкторам есть только стандартные карты сборки. А в советских книжках, прежде чем собрать конкретное устройство, можно было прочить историю реального прототипа. Если надо было собрать подъёмный кран, то рассказывалось, что вообще такое кран, какие они бывают, как появились и чем отличаются друг от друга. Сегодня этого нет. Получается, что у ребёнка нет возможности столкнуться с реальной жизнью, нет возможности понять, что именно он строит и где это ещё может пригодиться. - Владислав Николаевич, год назад мы уже писали об универсальном дворнике, которого изобрёл воспитанник ДЮТТа Костя Кроневальд. Расскажите о проектах, которыми ваши воспитанники занимаются сейчас. - В этом учебном году мы работаем над устройствами из серии «Умный дом». Одно из таких устройств заинтересует тех, у кого есть сады и дачи и для кого актуальна проблема полива. Плёнку закроешь - всё сгорело. Откроешь - ночью заморозки, и всё погибло. Какой дачник не мечтает об умной теплице, которая бы сама открывала и закрывала фрамуги, сама бы проветривала и поливала теплицу при необходимости? Так вот сейчас наши ребята изобретают «Умный полив», которым можно будет управлять с компьютера или смартфона. Ещё мы хотим организовать своё шоу. В Челябинске с большим успехом прошло шоу роботов. Наши воспитанники посетили эту выставку и остались недовольны уровнем увиденного. Ещё бы: они для соревнований выполняют более грандиозные проекты! Так что к весне планируем сделать своё шоу-роботов, которое по зрелищности превзойдёт то, что все уже увидели. И билеты будут гораздо дешевле. Досье Владислав ХАЛАМОВ. Родился в 1974 году в Челябинске. Окончил Челябинский металлургический техникум по специальности «эксплуатация электронных систем программного управления в автоматизированном производстве», затем ЮУрГУ по специальности «радиоэлектронные системные комплексы». С 2013 года возглавляет Дом юношеского технического творчества Челябинской области. За это время ДЮТТ участвовал в 62 олимпиадах, в том числе мировых, ученики получили 37 комплектов наград за призовые места на соревнованиях по робототехнике.

Дайте ребёнку паяльник. Почему нынешние дети ничего не умеют делать руками?
© АиФ