Серебряный экран, просмотр ушами, тапер и прочая киномагия 

Серебряный экран, просмотр ушами, тапер и прочая киномагия
Фото: Уральский меридиан
В Ханты-Мансийске стало одним кинозалом больше. В здании Югорского кинопроката на ул. Лопарева открылся новый, третий зал — «Cinema Magic». Его магические особенности: передовое оборудование и пропуск в мир кино для тех, кому раньше это искусство было мало или вовсе не доступно — для инвалидов. Ранее ИА «Уральский меридиан» уже сообщало об этом.
Церемония открытия состоялась утром 26 октября. Гостям показали новый отечественный фильм  — об одной из известнейших страниц истории отечественной космонавтики. «Космичнисти» происходящему придавали серебристый экран, с которым гармонируют удобные кресла и кинодиванчики светло-серого цвета, а также розово-фиолетовые стены.
Отсчет рядов кресел — необычный, он начинается номера второго, так как впереди — места для маломобильных граждан на колясках. И среди приглашенных оказались такие зрители, в том числе председатель окружной общественной организации «Преобразование» Станислав Кононенко. Он порадовался открытию нового доступного места культурного притяжения, отметив в то же время: — «В городе уже много объектов, где создана доступная среда, проводятся адаптивные мероприятия: спортивные сооружения, Шахматная академия, фестиваль кинодебютов „Дух огня“. Люди с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийске ходят на концерты, занимаются спортом и творчеством, учатся в Югорском университете. Так что инвалиды здесь не оторваны от жизни».
Новый зал — небольшой, всего на 24 места. Впрочем, все три зала Югорского кинопроката в Ханты-Мансийске (Cinema Profi, Cinema Lux и Cinema Magic)— небольшие (кстати, есть и четвертый — в Сургуте, на 46 мест). Для города с населением, не достигающим 100 тысяч населения, — нормально. Тем более что буквально в шаге отсюда — кинотеатр «Лангал» с залом на двести мест. Для зрителей это удобно: приходи в любое время, и непременно найдешь фильм по душе в каком-либо из залов. А вот кинотеатрам-соседям приходится несладко. Борьба за зрителя ведется жестко, и каждый использует свое «оружие». У «Лангала» — большой ассортимент вкусностей в кафе, торговля сопутствующими товарами, массовые мероприятия, включая заказные дни рождения, розыгрыши призов, акции. Югорский кинопрокат берет комфортом и уютом, большим выбором фильмов, интеллектуальной культурной программой (и до прошлого года он покорял меня запретом на еду и напитки в зрительном зале). О новом зале, проблемах, планах и перспективах директор учреждения Дмитрий Пуртов рассказал журналистам и блогерам на пресс-чае за час до открытия нового зала:
— Сегодня в Югре работают 158 кинотеатров. 75 из них — коммерческие, работающие в унисон с премьерами, которые, как известно, в России случаются по четвергам. Еще 80 кинозалов — муниципальные, действующие в небольших городах и селах, фильмы там показываются в электронном формате, спустя 2 месяца после официального выхода на экраны. Адаптированные для инвалидов кинозалы в округе начали создаваться еще в двухтысячных годах. Среди них был и наш киноцентр: с внешней стороны здания обустроен подъемник, которым мы поднимали инвалидов на второй этаж. Но теперь и входная группа здания, и новый зал на первом этаже удобны для посещения маломобильных людей наравне с остальными зрителями.
В мае произошли изменения в российском законодательстве, предписывающие производителям кинопродукции, которые получают финансовую поддержку из госбюджета, с 1 июля адаптировать все свои фильмы для восприятия слабовидящими и слабослышащими людьми, в том числе фильмы в цифровом формате DCP. Примерно с 1 января такая адаптация должна носить массовый характер. это будет уже массовый характер. Кроме того, закон теперь предписывает кинотеатрам с 1 января адаптировать для восприятия инвалидами и объекты кинообслуживания, и непосредственно саму услугу. Мы выполнили все эти требования — и обеспечили беспрепятственный доступ в зал, и оснастили его аппаратурой, позволяющей осуществлять синхроперевод и тифлокомментирование.
В чем суть тифлокомментирования? В формате DCP есть возможность записи бесконечного количества звуковых дорожек. В случае тифлокомментирования заранее составляется текст, который призван помочь «увидеть» незрячему или плохо видящему зрителю, что происходит на экране, и произносится одновременно с демонстрацией фильма — в наушниках. Емкие, образные слова, четкость речи, тембр голоса, интонации. Составитель тифлокомментариев — уникальный специалист, его задача, чтобы зрители с помощью дополнительной звуковой дорожки формировали в сознании красочную картину происходящего в фильме. Это очень сложно. У составителя текста него есть помощники, слабовидящие люди, которые помогают ему протестировать тексты. Опыт создания тифлокомментариев в России — очень удачный. Это признают голливудские продюсеры, которые были в Ханты-Мансийске на фестивале «Дух огня», и высоко оценивают этот продукт. Один из них, русскоязычный американец украинского происхождения, участвовал в экспериментальном «слепом» просмотре и признавался, что «увидел» цветную картинку буквально после вводных слов тифлокомментатора, хотя ранее сомневался, получится ли на русском языке на том же высоком уровне, что и в Голливуде. Я и мои сотрудники также участвовали в таком пробном просмотре и можем подтвердить — после некоторого времени привыкания и у нас получается «смотреть» фильм ушами.
Вторая наша дорожка — с так называемой обратной петлей, позволяющая слабослышащим людям бесконечно увеличивать громкость звука в наушниках (слуховые аппараты выходят из строя при просмотре фильмов в цифровом формате). А прибор — один, позволяет слышать как одну, так и другую дорожку. К сожалению, для меня как для технолога-инженера по специальности мы пока используем западные технологии (производства США). Но это оборудование дороговато. У нас есть партнеры — санкт-петербургская компания «Кинокомфорт», уже год успешно занимаются созданием российского аналога, который будет дешевле минимум вполовину. В России в формате DCP работают 4,5 тысячи кинозалов, и с 1 января они все должны представить эту услугу согласно законодательству, а проверять соблюдение будет . Сами понимаете, какой открывается рынок! Вот и 75 югорских кинотеатров, работающих в этом формате, оснастить свои системы звукораспределения, и благодаря отечественному аналогу им это будет доступно.
Сегодня наша задача по отношению к людям, которые имеют нарушения слуха и зрения, — способствовать тому, чтобы они вели более активную жизнь, приходили в кинозалы. Уже сегодня у нас это хорошо получается с колясочниками: приезжают на кинопоказы, фестивали — даже из других городов. Но вот работа со слепыми, прямо скажу, не совсем получается — как ни приглашаем — индивидуально, через общественные организации — не приходят. Даже при том, что работаем с этой категорией не то, что по льготным ценам, а бесплатно. Может быть, испытывают недоверие. В Ханты-Мансийске, кстати, тотально слепых — четверо, а с нарушениями зрения — гораздо больше.
Сейчас, с обновлением киноцентра, начнем с ними работать более активно. Принято решение, что у нас будет всегда в новом кинозале не меньше четырех контрамарок для инвалидов. Поэтому, надеюсь, что произойдут подвижки в деле социальной адаптации инвалидов, включения их в активную общественную жизнь. Есть статистика, которая подтверждает эффективность таких мероприятий в крупных европейских городах. Мы не сегодня начали перенимать этот опыт адаптации кино для лиц с ограниченными возможностями — начиналось все в начале двухтысячных, еще тогда мы в некоторых залах демонстрировали фильмы с бегущей строкой внизу экрана. Так что зал, который мы открываем, — он в Югре не первый адаптированный, но первый, у которого возможности настолько широки.
«Cinema Magic» имеет и другие особенности: аппаратура для показа — передовая и единственная за Уралом в своем классе. Это лазерно-фосфорный проектор, позволяющий получить на экране максимальную яркость, максимальное разрешение, высокую четкость картинки, яркость картинки. Тому же способствует и новый для Ханты-Мансийска вид экрана — с серебряным напылением. У нас другая система создания 3D-изображения. Сегодня в кинотеатрах используется в основном система активная, с громоздкими очками, которая управляет нашим зрением. Далеко не все выдерживают такие просмотры, устают глаза. Поэтому в России даже наблюдается отток клиентуры с фильмов в формате 3D. Наша система позволяет применять очень легкие очки, неутомительные для глаз. Они недороги, кинолюбители смогут их даже приобрести в собственность и приходить на сеансы со своими очками. И главное — качество объемной картинки возрастает, а значит, надеемся, повысится и зрительский интерес.
— Долго ли готовился зал?
— Реализация проекта заняла полгода. Мы готовили не только оборудование и кинозал, нужно было спланировать и адаптировать входную группу, туалеты, гардеробы, привести в соответствие современным требованиям функционал кинозала. Была большая работа с кадрами: сотрудники прошли необходимое обучение работе с инвалидами. Сотрудничаем со всеми социальными учреждениями города. 30 тыс. зрителей — это наше годовое госзадание на бесплатное обслуживание, а всего — 105 тыс. человек, и фактически мы этот план перевыполняем тысяч на пять. Интенсивность обслуживания очень большая, а в штате — всего 40 человек.
— В новом зале будет проходить что-то помимо кинопоказов?
— На базе Cinema Magic организуем не только просмотр фильмов, но и реализацию программы «Театральная Россия». Стартовали недавно, с показа пьесы «Островского» «Свои люди — сочтемся». Я присутствовал на показе — видел, что достигается эффект присутствия на спектакле. В свое время я курировал театральную деятельность в окружном ведомстве, присутствовал на многих наших театральных постановках. Могу заверить и передать мнение экспертов-театралов: это очень хороший, нужный продукт. Очень любопытно видеть реакцию зала на происходящее на сцене — как столичного, на экране, так и нашего. Планируем в неделю показывать не менее двух таких спектаклей, по доступной цене от 200 до 250 рублей (цены диктуют наши партнеры, которые организуют трансляцию). Будут как показы в записи, так и онлайн-трансляции (сигнал идет из Москвы), и это уже более рискованно — в непогоду могут быть помехи связи, зависание картинки, о чем предупреждаем зрителей. Но онлайн — это зрителям тоже интересно, будем экспериментировать.
— Ханты-Мансийск и Сургут — не единственные территории, на которых действует Югорский кинопрокат?
— Мы обслуживаем 25 муниципальных кинозалов, предоставляя большой части населения Югры возможность смотреть фильмы. Это полномочие и позиция округа, тут мы выступаем в качестве исполнителя госзадания. Будем развивать и их, в чем нам помогает целевое финансирование окружных департаментов культуры и соцразвития.
Аппаратурой для тифлокомментирования в Ханты-Мансийске будут оснащены, т.е. наши три кинозала, а также большой зал, где проходят Дух огня и большие премьеры. Одновременно мы оборудовали кинозал в Сургуте. Остальные кинозалы в соответствии с законодательством должны быть оснащены подобной аппаратурой и адаптированы к посещению инвалидами — уже с 1 января. То есть выбора у них нет: либо оснаститься, либо проверки прокуратуры будут иметь неприятные последствия, вплоть до приостановки деятельности на 90 дней. А этого никто не желает, ведь кинобизнес не терпит перерывов, это конвейер. Так что можно рассчитывать, что прочие киноцентры последуют нашему примеру.
— В этом году в работе Югорского кинопроката наблюдается некий творческий прорыв — новые формы работы, проекты. С чем это связано?
— Мы работаем в сложной ситуации. Сколько бы у нас ни было разнообразных направлений — финансирования от этого не прибавляется. «Прорывы» — вынужденный шаг в условиях большой конкуренции. С соседним «Лангалом» мы дружим — но бизнес есть бизнес. У каждого — свое поле, постоянная клиентура, направления работы, но тенденция численного увеличения зрителей — очень медленная. Активных зрителей, которые ходят в кино хотя бы раз в месяц — не более 7%, и мы за них боремся — контентом, фильмами, качеством услуг, ценами. Это нормально — рыночные отношения. Создание нескольких кинозалов позволяет нашему учреждению, как дельфину, выпрыгнуть из системы конкуренции. Мы можем предоставить в день до 20 разных продуктов, а обычно показываем 6-7. У наших соседей — максимум четыре. Кроме того, дополнительное экранное время позволяет нам вклиниваться в другие проекты — культурные, социальные, в т.ч. в «Театральную Россию».
Еще одно из направлений, которое сейчас будем развивать — литературные флешмобы. Это чтения российских классиков, которые будут сопровождаться кинопоказом, возможно, ретро-показом. Премьера проекта состоится 4 ноября в 18 часов, во время «Ночи искусств».. На протяжении получаса пройдет театрализованное чтение повести Островского и потом — демонстрация фильма. Кто чтецы — это мы пока оставим в тайне, личности известные, имеющие отношение к театральному искусству и образованию. Надеемся, получится также транслировать проект в интернете. В рамках социальной акции «Диалог культур» в этот день будут представлены две российские премьеры. Одна из них — «Три сестры», новый отечественный фильм, который поставил . Я знаком с ним, он эпатажный, интересный режиссер. Изюминка его версии чеховской истории в том, что разница в возрасте актеров и персонажей — не менее 30 лет. Рекомендую посмотреть.
Еще разрабатываем детский флешмоб, связанный с проектом «Ханты-Мансийск — Новогодняя столица России». Возможно, в его рамках пройдет презентация каких-нибудь сказок. Все это — наши новые точки роста, вдобавок к прежним нашим социальным проектам, таким, как социальное кино, «зеленое» кино и прочие.
Еще одна причина, почему набираем обороты: во время фестиваля «Дух огня», 7 марта, мне позвонила журналист Валентина Патранова и сообщила, что нашла архивные документы с указанием времени образования нашего учреждения. Я сначала не поверил — работаю здесь в первом поколении и знаю достоверно, что в 1943 году здание кинопроката было уничтожено пожаром вместе с документацией. По некоторым сведениям, в основном по информации в прессе, мы примерно определили, что создано учреждение в августе 1933 года. Эту дату и отмечали ежегодно — то есть на будущий год готовились отметить 85-летие. Но обнаружены служебные записки, которые первый руководитель кинопроката направлял в райисполком (с жалобами на отсутствие помещения и т.д.). В них четко указано, на основании какого приказа создано учреждение. Вот дата образования: 24 мая 1932 года. Получается, наш юбилейный год — 2017-й. Совершенно неожиданно для нас восполнено это белое пятно истории.
— Получается, именно в вашем учреждении начинал трудовую деятельность известный российский режиссер ?
— Верно, во время войны он учился в старших классах жил с семьей в деревне неподалеку от Ханты-Мансийска. Как он сам мне рассказывал — работал помощником киномеханика в составе кинопередвижки, плавающей по югорским рекам, чтобы показывать фильмы в отдаленных поселениях. Таскал пленку, крутил ручку киноустановки — эта история отражена в автобиографическом фильме Мельникова «Агитбригада „Бей врага!“.
— Мельников — наш земляк, успешно реализовавшийся в киноискусстве. Не планируется ли проводить какие-то мероприятия, связанные с его личностью, может быть, и с его участием?
— Действительно, несмотря на преклонный возраст, он действующий режиссер, и периодически мы поддерживаем связь с ним, с его дочерью, которая работает на  выпускающим директором. Сотрудничаем при проведении фестиваля «Дух огня». Мы готовы с ним работать. Мельников всегда готов приехать, вопрос только в том, под какой проект? Пригласить его с кинопоказами вне зависимости от «Духа огня»? Может быть, так оно и будет (кстати, в мае будущего года мэтру исполнится 90 лет — чем не повод? — прим. авт.). Как и при организации прочих подобных мероприятий, потребуется решить ряд вопросов, в том числе и финансовых.
— Сегодня наших земляков в киноиндустрии уже немало, верно?
— Знаете ли вы, что уже с первого фестиваля «Дух огня» (а их прошло уже пяттнадцать — прим. авт.) в округе была установка на выявление артистически одаренной молодежи и направление на учебу в столичные вузы? И сегодня в программе фестиваля — конкурсы микрофильмов, короткого кино. Кстати, именно сейчас у нас демонстрируется фильм-триумфатор фестивалей «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», снятый молодым уроженцем Ханты-Мансийска . Он не теряет связь с родиной, хотя визит в наш город со своей лентой планирует не на премьерные показы, а на следующий «Дух огня», где заявится на конкурс дебютантов.
Есть и другие звезды — например, (рос в г. Радужном), который играл в «28 панфиловцах»; сургутянка, документалист , перешедшая сейчас в литературу; ее земляк, незрячий режиссер  — он сейчас работает в Москве, создает очередной свой фильм. Только при моем участии меня мы в свое время обучили в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения по разным специальностям около 270 человек. У нас поступали люди и во ВГИК, на режиссерский факультет. Работают сейчас на телевидении, кто-то в бизнес ушел и т.д. То есть в Югре появляется такая аура и материальная основа, чтобы мог вырасти режиссер. Хотя Александр Хант взял и сделал всё самостоятельно. Не обращаясь к властям, поступил, окончил вуз и стартовал довольно удачно. Все отборщики «Духа огня» говорят: да, его фильм заслуживает внимания. Вопрос только, сможет ли эта картина пробиться в официальный международный конкурс, где отбирается всего 80 картин, из них 20 — российских.
— Жаль, что в Югре закончилось собственное кинопроизводство…
— Я бы сказал, оно особо-то не начиналось. Я тоже был причастен к этому процессу, хоть и занимал государственную должность, но был причастен к этой реализации. Округ выступал инвестором кинопроектов. Их было десять, выпушено восемь, с двумя случились печальные истории: подрядчик не смог выполнить условия госконтракта, мы обращались в арбитраж, выиграли суд, но к тому времени кинокомпания Один из этих нереализованных проектов был для меня особенно важен: это должен был быть исторический фильм, связанный с историей города Березова, с сосланным туда князем Меньшиковым — задумка была очень хорошая. До сих пор храню альбомы выборки натур и актеров, для меня это серьезный упущенный шанс заявиться Югре в сфере кино. А второй фильм, который вышел не под нашей эгидой, — это анимационый фильм «Кин-дза-дза — 2», хотя «Югра-фильм» упоминается в титрах среди создателей ленты.
— Что можете рассказать о грядущем «Духе огня», что будет в программе?
— Не уполномочен пока ничего говорить, скажу лишь, что большой блок этого проекта будет связан с кинопросвещением. 7 ноября будет оргкомитет, на котором утвердят концепцию фестиваля. Она должна быть очень интересной и необычной для Ханты-Мансийска. Могу только сказать, что очень большой пласт этого проекта будет связан с кинопросвещением.
— Кстати, Олег Сенченко говорит, что хочет приехать на фестиваль. Планируется посотрудничать с ним, чтобы провести встречу, например, со школьниками?
— Конечно. Основная цель мероприятия — позиционировать Югру как территорию, которая активно участвует не только в кинопоказах, но и в российском кинопроцессе. Кстати, территория у нас не такая уж многонаселенная — 1 млн 600 тыс. жителей. Но в рейтинге субъектов РФ мы стоим на 16-17 местах, по развитию киноиндустрии, прибыльности этого бизнеса — это очень хороший показатель. Значит, люди готовы смотреть кино и платить за этот досуг. Причем цены — сравнительно небольшие, в среднем 220-240 рублей за билет.
— Есть ли есть ли особенности «киновкусов» у хантымансийцев?
— Мы провели исследование кинорынка Сургута и Ханты-Мансийска, они опубликованы на нашем сайте. Это интересная информация. Если вкратце — предпочтение отдается, как обычно, развлекательному кино.
— Не все зрители гонятся за новыми блокбастерами, некоторые предпочитают старую классику. Есть ли мысль организовать ретроспективные?
— И такую историю мы тоже сейчас начинаем. Из Москвы прибыл очень компетентный специалист, получивший в Копенгагене образование по созданию арт-фильмов. В ближайшее время мы с ней подпишем контракт. Она разработала профессиональный лекторий по истории кино, и мы начнем цикл таких кинолекториев и презентаций уже в ноябре. Первым лекторий — в сопровождении тапера. Представьте, в небольшом зале на 25 мест, очень камерно — рассчитываем на культурный шок!
Повторюсь, открытие третьего зала нам развязывает руки в деле экспериментирования. Мы ведь все-таки, хоть и госучреждение, но вынуждены зарабатывать большую часть своего бюджета. Потенциал у нас есть, прирост зрительской аудитории — примерно 10-15% ежегодно, и кассовые доходы тоже растут. При том, что мы находимся в системе премьерного, коммерческого показа, у нас очень серьезная социальная составляющая в работе. Муниципальные кинозалы мы обслуживаем безвозмездно, предоставляем право показывать контент. И все социальные проекты — тоже бесплатные.
— Если югорчане предпочитают развлекательный досуг, то в плане дополнительных направлений вашей деятельности не стоит ли устроить что-то помимо интеллектуальных мероприятий? Ночь рекламы, швединг, кино-викторины…
— Пока этих элементов нет только потому, что нет такой жесткой конкуренции: рынок, что сейчас в Югре, он довольно устойчивый. Допустим, в Сургуте — небольшом по российским меркам городе — работают 38 кинозалов. Это очень много, но они уживаются и в плане бизнеса, и в плане разделения зрительских потоков. Полагаю, руководство города, выдавая разрешения на строительство ТЦ и кинозалов, грамотно их разводили по городу, чтобы избежать скученности. За всю историю Сургута там закрылся только один кинотеатр, «Вершина» — не выдержал проверки на качество услуг. Это был центр города, показывался тот же контент, что и в прочих кинотеатрах, но зрители предпочитали выезжать в выходные за пределы города, где торговля, развлечения и кино. Вот такой он, кинобизнес — сложный и интересный.
— То, чем в России запугивают любителей кино — что кинопрокатчики обязаны будут платить по 5 млн за показ иностранного фильма, — это решенное дело? Что слышно?
— Это еще обсуждается — как во властных структурах, так и в обществе, и в профессиональной среде. Причем обсуждается уже более 20 лет. прислушивается к этим мнениям. Министр культуры , по-видимому, решил всё-таки пойти по французской модели поддержки отечественного кино — когда за прокат иностранных фильмов каждый прокатчик отчисляет в национальный фонд поддержки кино некий процент от сборов за билеты. Меня как прокатчика, конечно, интересует размер, насколько это будет затратно, насколько придется повысить стоимость билета. Ведь кинотеатрам приходится платить и дистрибьюторам (допустим, 50% кассовых сборов), отчислять в авторское общество, и на содержание имущества, зарплаты и прочие расходы не так уж много и остается.
— А не заложат ли тем самым в психологию зрителя стереотип, что если фильм дороже, то он заведомо «круче»?
— Это субъективно. На мой взгляд, вполне нормально, когда киноиндустрия ищет внутренние ресурсы для подъема национальной идеи кинематографа. Знаю много коллег, которые не против таких отчислений. Думаю, 1% никого не обидит.
Видео дня. Разгадки фильмов, которые никто не понял
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео