Войти в почту

Замминистра культуры РФ: подводным городам нужен особый режим охраны

Международный культурный форум, который в шестой раз пройдет в Санкт-Петербурге с 16 по 18 ноября 2017 года, станет площадкой для обсуждения актуальных вопросов. Один из них — сохранение культурного наследия. Руководитель одноименной сессии форума, заместитель министра культуры РФ Олег Рыжков рассказал ТАСС о романтике утонувших кораблей, архитектуре, связанной с лошадьми, а также школе, где старшеклассников научат реставрировать картины. — На передовицу обсуждений вашей секции в этом году вынесены такие нетрадиционные темы, как подводное и конное наследие. Расскажите о них поподробнее. — Что касается подводного культурного наследия, то помимо романтики утонувших кораблей и сокровищ мы будем обсуждать несколько практических вещей. На наш взгляд, нужно внести некоторые корректировки в федеральный закон №73 "Об охране культурного наследия", чтобы там более точно обозначились понятия, связанные с наследием, скрытым под водой или находящимся на береговой линии. — Приведите пример такого подводного наследия? — Яркий пример — подводное наследие Балтики, хорошо изученное во время прокладки газопровода, или подводное наследие Крыма и Черноморского побережья. Это остатки уникальных цивилизаций, которые там существовали, городов, со временем опустившихся под воду. Сейчас им требуется особый режим охраны. — Почему к ним требуется такое особое отношение? — Главное отличие такого наследия в том, что их нельзя извлекать из воды. Как только их достаешь, они сразу разрушаются. Соответственно, они требуют особых подходов к показу. Например, существует практика, когда путем насыпки подводной дамбы объект изолируется и становится более достижимым, его можно осматривать. Но, конечно, в основном подводные объекты можно изучать через видео или фотографии с описанием. Музеи подводного наследия, коллекции дают нам возможность прикоснуться к истории. — На какую защиту со стороны государства может рассчитывать подводное наследие? — Считаю, что необходимо создание государственного реестра памятников подводного культурного наследия с привлечением профильных государственных организаций. А также необходимо рассмотреть возможность присоединения России к Конвенции ЮНЕСКО 2001 года по сохранению подводного культурного наследия. — Чем вас заинтересовала тема конного наследия? — В основе нашего интереса — богатая традиция, которая существовала в России. Но сегодня взаимоотношение с конным наследием стерто из нашей жизни. В то время как в странах Европы эта традиция осталась. Также в рамках секции будет выступление о зарождении всаднической культуры в Древней Руси на основе уникальных находок, сделанных на недавних археологических раскопках на юге России. — Где сегодня можно увидеть примеры конного наследия? — Наше архитектурное конное наследие вписано в картинку "привлекательной России". По всей стране было создано много памятников, которые использовались в конной индустрии: ипподромы, конные заводы, конюшни, манежи, которые сами по себе являются украшением. Серди ярких примеров: конюшни в Гавриловом Посаде, конные комплексы императорского Петербурга, Малкинский завод в Кабардино-Балкарии. Из-за утраты их основной функции многие из них находятся под угрозой уничтожения. — Разве конное наследие актуально для городского жителя XXI века? — Для городского жителя в отличие от сельского это, конечно, не так актуально. Но, озвучивая эту тему и проблемы, связанные с ней, мы призываем посмотреть на тенденции расселений, проявившиеся за последние годы в России. Население страны скапливается в крупных городах, огромные территории опустыневают. Количество населенных пунктов сокращается. Все это сопровождается демографической стагнацией. — Вы призываете заменить современные машины гужевым транспортом? — Мы призываем вспомнить, что лошадь — это уникальное животное, которое человек использует во всех отраслях. И несмотря на то, что сегодня свое хозяйственно-экономическое значение она потеряла, воспитательное, культурное и оздоровительное значение лошади сегодня недооценивается. Например, иппотерапия и использование лошади для малоподвижных групп населения. Для них это возможность передвигаться, дающая им эстетические и эмоциональные переживания. Одно из интересных явлений — конный туризм. — Еще одна тема, которую по-разному будут рассматривать на форуме, — революция. Расскажите о своем подходе. — Революция оказала колоссальное влияние на развитие культуры нашей страны. Одним из важнейших и интереснейших направлений в исследовании этой темы является изучение вопросов, связанных с охраной памятников, проблемами градостроительства, возникновением и развитием новых направлений в архитектуре. Она становится толчком для возникновения и развития нового пласта наследия: создаются памятники новой эпохи, организуются музеи, складываются новые направления в искусстве, литературе и архитектуре, появляются новые герои. Обо всем будем говорить в формате круглых столов: "Революция и наследие", "Наследие революции", "Сохранение памятников архитектуры 1917–1930-х годов". — Впервые на форуме, благодаря вашей секции, и старшеклассникам найдется место. Расскажите о "Школе юного реставратора". — Поскольку секция "Сохранение культурного наследия" проходит под общим трендом развития реставрационной отрасли, то мы решили, что начинать нужно с детей. Поэтому совместно с Союзом реставраторов Санкт-Петербурга мы впервые сделаем площадку "Школа юного реставратора". Это будет серия интерактивных уроков, на которых российские школьники смогут максимально подробно узнать об уникальной профессии реставратора. Преподаватели Санкт-Петербургского академического института живописи, графики и скульптуры имени И.Е. Репина проведут экскурсию по реставрационным мастерским и лабораториям вуза, покажут приемы и методики, применяемые профессионалами в реставрации картин и скульптур. Старшеклассники также смогут сами отреставрировать объект культурного наследия. Например, восполнить утрату живописи или устранить загрязнения на холсте. Возможно, после обучения в такой школе некоторые старшеклассники захотят связать свою жизнь с искусством реставрации и получить соответствующее образование. — Расскажите о международной научно-практической конференции "Наследие, наука и технологии". — Она посвящена использованию естественно-научных методов при реставрации. Применение технологий нужно рассматривать при изучении памятников, их реставрации, валоризации и популяризации. В рамках работы секции мы объединим зарубежный и отечественный опыт по сохранению культурного наследия. На форуме российские эксперты познакомятся с опытом иностранных коллег, мы обсудим, какие новые технологии, используемые в Европе, можно применить в России. — В качестве модератора на эту конференцию приглашен итальянский историк архитектуры Федерика Росси. Считаете ли вы Италию эталоном в сфере сохранения культурного наследия? — Это первая страна, где родились законы наследия. К тому же объекты культурного наследия Италии исторически связаны с природным ландшафтом, и эта связь актуальна и по сей день. В этой стране государственные структуры работают в области охраны наследия. И представители этих учреждений были приглашены в Санкт-Петербург на форум. Среди них генерал Фабрицио Парулли, который расскажет о работе итальянских карабинеров охраны исторического наследия. Эта старейшая в мире организация, специализирующаяся на борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей, которая имеет самую большую в мире базу данных о похищенных произведениях культурного наследия. — Кто еще заявлен в списке почетных гостей вашей секции? — Самый статусный гость — принц Майкл Кентский, выразивший огромный интерес к теме конного наследия. Мы ожидаем приезд директора Международного национального фонда National Trust Саймона Мюррея, руководителя департамента управления исследованиями и научной политики Генеральной дирекции наследия минкультуры и коммуникаций Франции Паскаля Льево, представителей всех ведущих верховых школ мира — французской, португальской и испанской, а также гостей археологов-подводников. Беседовала Оксана Полякова

Замминистра культуры РФ: подводным городам нужен особый режим охраны
© ТАСС