Ещё
Аквамен
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Щелкунчик и четыре королевства
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Бамблби
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Человек-паук: Через вселенные
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Хроники хищных городов
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Богемская рапсодия
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Робин Гуд: Начало
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Ральф против интернета
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Всё или ничего
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Заповедник
Комедия
Купить билет
Звезда родилась
Мюзикл, Мелодрама
Купить билет
Апгрейд
Боевик, Фантастика, Ужасы
Купить билет
Гринч
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Братья Систерс
Вестерн, Боевик, Приключение
Купить билет
Лето
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Холодная война
Исторический, Мелодрама, Драма
Купить билет
Проводник
Мистика, Триллер, Ужасы
Купить билет
Под Сильвер-Лэйк
Триллер, Комедия, Драма
Купить билет
МУЛЬТ в кино. Выпуск 86. Самые тёплые серии!
Мультфильм
Купить билет

Кафедральный обзор: Секреты первого юбилея крупнейшего органа России и главные события ноября 

Фото: Tvoybro.com
«Только начало». Десять лет органу.
В зале Кафедрального собора на скамьях перед сценой разместились несколько десятков посетителей. Дети болтают ногами и переговариваются, взрослые осматриваются и снимают впечатляющий интерьер собора. Приглушенные разговоры прерывают звуки органа: незаметно возникший на сцене титулярный органист собора Евгений Авраменко уверенным шагом направляется к инструменту и исполняет Дорийскую токкату Баха. Огромное пространство зала наполняет звук. Внушительный и массивный, но в то же время мягкий и обволакивающий, он окружает слушателей со всех сторон, звучит не со сцены, а будто бы нисходит прямо со сводов собора. Органист доигрывает токкату, так же стремительно под аплодисменты выпрыгивает из-за инструмента и начинает программу «Орган. Посвящение в тайну». В ней он перемежает историю с техническими фактами, шутки разбавляет музыкальными фокусами (к примеру, исполняет «Каприз» Паганини на одних лишь педалях), а теорию подкрепляет фактами — призывает посетителей зайти внутрь трехэтажного инструмента и самим нажать на его клавиши.
Органный комплекс в Кафедральном соборе — самый крупный в России, а также единственный, где в связке работают два инструмента. Такое, по словам Евгения Авраменко, очень редко можно встретить и в Европе. В общей сложности это 8525 труб и 122 регистра. В 2008 году единый органный комплекс зазвучал впервые, и в следующем году орган Кафедрального собора отмечает свое десятилетие. Несмотря на сложность и массивность этого инструмента, и Евгений Авраменко, и другой титулярный органист собора Мансур Юсупов говорят, что подступиться к нему было несложно. «Это было совсем не тяжело, скорее — интересно и любопытно, — рассказывает Юсупов. — Первое, что меня удивило, — это мягкость и благородство звучания. Даже самые мощные регистры у этого органа звучат благородно. Я с уверенностью могу сказать, что наш орган — самый мой любимый инструмент». Мансур Юсупов, по собственным словам, играл на очень многих органах, но тот комплекс, что установлен в Кафедральном соборе, — один из лучших образцов органостроения. «Я это могу сказать не только как органист, но и как человек, прошедший стажировку на органостроительной фирме и имеющий сертификат органного мастера, — продолжает Мансур. — Он имеет поистине колоссальные возможности».
Об этом после успешно проведенной экскурсии рассуждает и Евгений Авраменко. «Впервые я за этот орган сел вскоре после того, как его тут установили, в 2008 году, так что с ним я неплохо знаком, — рассказывает он. — Некоторый трепет я, конечно, испытал, на тот момент это был самый большой инструмент, за которым я играл». Ранее в своей программе Евгений рассказывал слушателям о том, что все органы в мире разные, похожих практически нет, к каждому необходим свой подход. «Каждый надо почувствовать, он живой, не дай бог его обидишь — он тебе ответит, — продолжает органист. — Размер педалей, вес клавиш — все разное, нужно включать мозги, перестраиваться, где-то что-то запаздывает, где-то отстает — и такое бывает. Присел за орган, пару минут поиграл, почувствовал — ага, твой инструмент. И здесь я могу сказать с уверенностью, что орган Кафедрального собора — один из самых удобных. А я играл где-то на сотне разных инструментов».
Орган в соборе — поистине грандиозный, и колоссальные возможности, о которых упоминают музыканты, — не просто громкие слова. Это связано в первую очередь с количеством регистров и качеством их интонировки (в большом органе их 90), в сумме органный комплекс дает 122 регистра. «Эти 122 регистра очень трудно настраивать. Основная их часть держит строй очень стабильно, но язычковые трубы, как и на любом другом органе, нужно периодически подстраивать. И это очень тяжелая работа для слуха, ведь на двух органах нужно настроить 25 „языков“! — рассказывает Мансур Юсупов. — Кроме настройки нужно заниматься и наладкой инструмента, чтобы все работало так, как должно работать. Орган — это сложное техническое сооружение, которое требует к себе особого внимания».
Говоря о жизни, которая уготована органу Кафедрального собора, оба органиста видят ее долгой и счастливой. «Самый старый действующий орган находится в Сьоне, Швейцария и построен он в 1390 году. Мне на нем даже удалось поиграть однажды, это настоящая машина времени, — говорит Евгений Авраменко. — Органы звучат веками, и я думаю, что наш тоже переживет и нас, и наших детей, и внуков, и даже правнуков». Это мнение разделяет и Мансур Юсупов: «Я думаю, что наш орган проживет еще очень долгую и счастливую жизнь, ведь он еще очень молодой. Я играл на органе, которому 506 лет, так что 10 лет для органа — это только начало». Интерактивное знакомство с уникальным органным комплексом Кафедрального собора проходит каждый вторник в 18.00., 16 ноября 15.00, 17.00, 19.00 и 22.00 МузыКАНТЫ. Ремесло экстаза Всемирный день философии на острове Канта,
В 2002 году Всемирная организация ЮНЕСКО объявила каждый третий четверг ноября Днем философии. С 2003 года этот праздник отмечают в России, в этом году в стороне не остается и остров, названный именем одного из самых известных мыслителей. В День философии под сводами Кафедрального собора пройдет полноценный музыкальный фестиваль, в программе которого найдется место и музыке, и размышлениям о бытии. Откроется фестиваль 16 ноября в 15.00 музыкальной лекцией «Незвучащее время», в рамках которой Заслуженный артист РФ, доктор искусствоведения Михаил Аркадьев выступит в жанре бесед за роялем. Музыкальная лекция педагога, ученого и близкого соратника всемирно известного баритона Дмитрия Хворостовского носит название «Имманиуил Кант и феномен незвучащего музыкального времени».
В 17.00 тут же пройдет открытая лекция «Фонетика мироздания в музыке и языке» доктора филологических наук, профессора Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Владимира Гильманова. В 19.00 за фортепиано вернется Михаил Аркадьев и вместе с Камерным оркестром Калининградской областной филармонии, титулярным органистом Евгением Авраменко, а также лауреатами международных конкурсов Гаиком Казаяном (скрипка) и Рустамом Комачковым (виолончель) даст концерт «Звучащее время». В программе концерта произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, П. И. Чайковского, А. Пьяццоллы, Ж. Массне, В. А. Моцарта, А. Вивальди и М. Таривердиева. Также впервые в России будет исполнено произведение самого М. Аркадьева «Пассакалии для струнного оркестра и органа». Завершится фестиваль ночным выступлением Михаила Аркадьева, которое начнется в 22.00. В рамках концерта «Ночной Бах» прозвучит 15 двухголосных инвенций, 15 трехголосных симфоний и 12 маленьких прелюдий для клавира.
7 ноября 19.00 Великий немой. Показ немого кинофильма «Броненосец „Потёмкин“ с музыкальным сопровождением Екатерины Мельниковой (орган, Москва) Первый концерт абонемента №1 „Слушаем кино“
В мире органной музыки Екатерина Мельникова — суперзвезда и нарушительница традиционных укладов, исполнительница, смело бросающая вызов стереотипам, связанным с академической музыкой. Она с отличием окончила Московскую Государственную Консерваторию им. П. И. Чайковского, затем без экзаменов была принята в аспирантуру лондонской Королевской академии музыки. В течение нескольких лет занимала пост главного органиста одного из крупнейших соборов Москвы, а также вела класс органной импровизации в РАМ им. Гнесиных. С 2009 года Мельникова выступает с экспериментальными программами, сделанными в формате органных шоу. Она первой в России отказалась от академического построения органных концертов и регулярно представляет публике театрализованные органные перформансы, в которых органная музыка встречается с танцем, видеоинсталляциями, лазерными шоу., В Кафедральном соборе Екатерина Мельникова также выступит в необычной, с точки зрения академического подхода, ипостаси. 7 ноября органистка озвучит немой шедевр Сергея Эйзенштейна „Броненосец Потёмкин“. Когда-то давно, еще в 1999 году, Екатерина Мельникова стала лауреатом I Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева в Калининграде и была удостоена III премии и специального приза. Сейчас, спустя много лет, она возвращается в Кафедральный собор для того, чтобы представить новое прочтение одной из самых легендарных кинокартин в истории., 12 ноября 18.00 Беглец Кнайпхофа Калининградский областной симфонический оркестр исполняет оркестровые фрагменты из опер Р. Вагнера,
Рихард Вагнер — крупнейший реформатор оперы и композитор, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру. Работы Вагнера окружены мистицизмом и символизмом и до сих пор будоражат слушателей. В рамках концерта „Беглец Кнайпхофа“ Калининградский областной симфонический оркестр под руководством Аркадия Фельдмана исполнит оркестровые фрагменты из опер Р. Вагнера: „Нюрнбергские мейстерзингеры“, „Тангейзер“, „Лоэнгрин“, „Тристан и Изольда“, „Валькирия“., Напоследок интересные факты о калининградском органе., Фото: Юлия Алексеева
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео