Войти в почту

Посидели рядком, поговорили ладком: в Рокка-аль-Маре прошел праздник народной одежды

ТАЛЛИНН, 6 ноя — Sputnik, Ирина Тихомирова. День народной одежды национальных меньшинств Эстонии прошел в популярном Эстонском музее под открытым небом в прибрежном природном комплексе Рокка-аль-Маре. Гостей ждали на этнографическом хуторе сету. Там большое зажиточное хозяйство: жилой дом, просторный амбар и теплый хлев. Вот в хлеву-то, как это ни покажется странным, и принимали гостей. Что может быть приятней после прогулки на свежем морском воздухе с ветерком, чем щедрый стол с угощениями? Посетителей музея в этот день ждало застолье, что было приятным бонусом к познавательной прогулке по окрестностям. Угощение, которое вынесли гостям, было приготовлено, как здесь заведено, самими сотрудниками музея. Праздник затеяли в честь торжественного открытия выставки, посвященной культуре народа сету. Идейный вдохновитель и руководитель этого проекта – сотрудница Эйнике Соовяли. Гости праздника "День народной одежды национальных меньшинств" Она рассказала Sputnik Эстония о том, что такая выставка проходит в музее первый раз и это очень хорошо подходит к теме костюма: "По этому случаю на хуторе сету мы, как всегда, угощаем сетускими блюдами и также деликатесами староверов, поскольку хутор староверов тоже рядом". Из угощения был сетуский домашний сыр с тмином. "Технология его довольно сложна, и мастеров, способных приготовить его, осталось мало", — призналась сотрудница музея. Были бутерброды с луком: нерафинированное масло, черный хлеб и чуточка соли. Еще угощали печеньем, какие делают обычно эстонцы из овсяных хлопьев, а по рецепту староверов — из овсяной муки. Также на столе были вареный сахар — традиционное лакомство староверов и, конечно, горячий чай из самовара. Народ маленький, гордость большая Культуру народа сету, который является одним из национальных меньшинств нашей страны, представляли самые известные сетусцы Эстонии — Эвар Риитсаар и Юлле Каукси, в прошлом — "королевская чета" Сетумаа (каждое лето на слете сетусцев происходит шутливое избрание короля Сетумаа — Ред.). Эвар Риитсаар и Юлле Каукси Юлле Каукси — художница по тканям, популяризатор культуры сету и одна из сценаристов известного фильма "Таарка" про легендарную одноименную сетускую певунью. На выставке она представила свое прикладное творчество — сетуские праздничные полотенца с набивным орнаментом для украшения икон. "По требованию традиции, они должны были быть очень красивыми. Обычно они создавались методом браного ткачества (узор получается при помощи дощечки — бральницы — Ред.) или вышивки. Я продолжаю традицию украшения ткани методом набивки, так тоже делалось в старину", — рассказала художница Sputnik Эстония. Художник Эвар Риитсаар в национальном костюме Сету Эвар Риитсаар, художник и муж Юлле, – не менее известная и легендарная личность. Он несколько лет был наместником сетуского короля, и что-то царственное до сих пор проскальзывает в его манере держаться: с великодушием и бесконечным терпением, стараясь донести все детали, он рассказывал о мужском костюме своего народа и уникальном ювелирном искусстве сету – традиционной женской нагрудной фибуле. Здесь же была устроена фотовыставка работ уникальных женских серебряных украшений народности сету. В профессиональной жизни Эвар — художник по металлу и иллюстратор. "Я не иконописец и не претендую им быть. Я иллюстратор книг, оформил учебник по литературе. Был четыре года наместником сетуского короля, представителя бога Пеко на земле. И поэтому на своих картинах я изображаю этого сетуского языческого бога". Эвар с гордостью упомянул, что у границы Эстонии и России живет маленький коренной народ сету, очень своеобразный, который что есть силы старается сохранить свою уникальность: "Наш народ сохранил древнюю культуру, язык. Наше особое песенное искусство включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО". Для гостей праздника Эвар провел теоретический экспресс-курс по ковке и гравировке серебра — это редкое искусство, из мастеров остался только сам художник да еще, пожалуй, несколько его учеников. Фрагмент экспозиции творчества Эвара Риитсаара и Юлле Каукси Как рассказал Эвар, сетуский мужчина практически, никогда не снимал шляпу в помещении. Она — неотъемлемая часть комплекса традиционной одежды и без этой шляпы костюм, по мнению Эвара, просто не мыслим. Даже в присутствии президента Эстонии житель Сетумаа не мял подобострастно шапку в кулаке, а, сняв ее для приветствия, тут же нахлобучивал на место. И объяснение тому — исторический контекст, в котором жил народ: он никогда не был крепостным и не потерял своего достоинства. Вот так гордость и непокорность демонстрируется по сей день посредством одежды. Ты не шей мне, матушка… В Музее под открытым небом так заведено: все сотрудники одеты в аутентичную народную одежду соответственно сезону и случаю. На этот раз хутор блистал яркими красками костюмов Сетумаа, но и не только. Рассказать о традиционной народной одежде пришли представители Удмуртии и Молдовы. Эйнике Соовяли, отвечая на вопрос, почему о костюмах именно этих народов музей решили рассказать гостям, ответила: "Из-за того, что они очень разные". И, правда, тут уж не поспоришь. Надежда Пчеловодова (Муш Нади) рассказывает о национальном костюме Удмуртии Иметь традиционный костюм – это предмет больших усилий: стоит дорого, мастеров мало, традиции размыты. Надежда Пчеловодова (Муш Нади) рассказала про удмуртский костюм: ей пришлось все изучать с нуля по книгам,- сколь велико было желание продолжить традицию своего народа здесь, на эстонской земле. Многое в своем костюме Надежда сделала сама, как это и полагалось в былые времена, ведь каждый костюм должен быть уникальным и отражать характер владельца. Среди многочисленных меньшинств в Эстонии проживает порядка 600 молдаван, — это совсем немного. Тем не менее, колорит этого национального наряда тоже украшает пестрый ковер народного искусства Эстонии. Оксана Иким, представительница молдавской общины, рассказала о традиционном костюме жителей Карпат. Оксана Иким рассказывает о национальном костюме Молдовы С ее точки зрения, можно обнаружить связь между колоритом костюма и наличием или отсутствием в нем ювелирных украшений: "Драгоценных украшений в нашем костюме, по сравнению с костюмом Сетумаа, немного, потому что на Карпаты регулярно совершались грабительские набеги, и золото и серебро просто вывезли из страны. Поэтому мастерицы делали женское платье и все полагающиеся к нему аксессуары очень орнаментированными и яркими посредством вышивки или ткачества". Фрагмент экспозиции творчества Эвара Риитсаара и Юлле Каукси На чем сошлись все знатоки народного костюма, так это на том, что комплекс народной одежды – это образная книга истории, быта, традиций, а также образец графических символов — языческих и христианских. В костюме читаются верования и предрассудки: знатокам понятны сакральные орнаменты и обереги, ритуальные аксессуары и символы. Модницы былых времен История народного костюма хранит не только много ценных сведений о бытованиях сельских жителей, но и немало забавных и любопытных фактов. Кто, например, знает, отчего головной убор сетуских женщин имеет весьма необычную форму: такая вот "квадратная голова", как с юмором заметила Юлле Каукси. Художник Юлле Каукси в национальном костюме Сету История говорит о том, что с приходом христианства сету переняли традицию головного убора от византийцев, уподобив его по форме древнему женскому головному убору тиаре. Сначала "квадратная голова" не особо понравилась, но потом привыкли. Надо ли говорить, что по нынешним временам такой стиль костюма кажется очень привлекательным, и совершенно очевидно, что женщина даже в таком, казалось бы, странном уборе становиться краше и харизматичнее. Уникальный символ сетуского костюма — серебряное ожерелье с большой нагрудной фибулой, которое всегда передавалось по наследству. В старину оно был признаком женщин фертильного, то есть детородного возраста. Если твое время кончилось — отдай украшение дочери или невестке. "Но мало кто хотел расставаться с этой эффектной подвеской, иногда жадность побеждала: одна женщина не имела дочерей, а невесток просто ненавидела. Она велела похоронить себя в роскошной серебряной монисте — так бабку в гроб и положили,"- рассказала народную байку художница Юлле Каукси. Проблема народной одежды сегодня в том, считает Юлле, что свадеб в традиционном стиле в Эстонии не играют, поэтому такому красивому костюму уже нет достойного применения. Эйнике, организатор всего этого проекта, была одета в один из самых красивых, с ее точки зрения, костюмов, которыми располагает музей: на ней был эффектный чепец в виде кастрюли, покрытый платком, нарядная, с ярким орнаментом блузка и красная, с богатой вышивкой, шерстяная юбка. "Я этот головной убор в виде кастрюли просто обожаю: это может показаться странным, но он очень удобный и красивый",- призналась она. Руководитель проекта Эйнике Соовяли в народном костюме из Лихула Сейчас народный эстонский костюм все носят, как хотят, посетовала Эйнике: юбку берут из костюма Лихула, чепец с острова Муху. "Это смешно смотрится, когда женщина в возрасте надевает короткую юбку и свадебный чепец, как невеста". Уже давно утрачено знание и понимание народного костюма, говорит сотрудница музея, но в последнее время были проведены исследования о многочисленных видах народной одежды Эстонии. Теперь есть много книг, из которых можно почерпнуть знание. "Хоть я и надела традиционный наряд Лихула, но на самом деле я сама не оттуда. По маминой линии я из Тарту, по папиной — из Вильянди. Я могу надеть любой костюм, потому что у меня в Эстонии корни везде. У моей маленькой дочери выбор будет еще больше: папа у нее – русский. Подрастет — выберет", — заметила Эйнике. День народной одежды национальных меньшинств Эстонии (ФОТОГАЛЕРЕЯ) >>

Посидели рядком, поговорили ладком: в Рокка-аль-Маре прошел праздник народной одежды
© Sputnik Эстония