Войти в почту

Дом с историей. С чего начинался курорт Теберда

В 100 километрах к югу от Черкесска на берегу озера Кара-Кель стоит самое красивое здание Теберды — музей Ислама Крымшамхалова, карачаевского поэта, художника, музыканта и просветителя. Двухэтажный деревянный дом, с высоким каменным фундаментом и большим круглым окном на фасаде, был спроектирован самим владельцем. Правда, строил он его не для себя, а для гостей. Собственный дом стоял чуть в стороне и до наших дней не сохранился. Сын двух народов Ислам Крымшамхалов родился в 1864 году в семье старшины аула Карт-Джурт. Его предки были влиятельными князьями Карачая. Прадед, в честь которого назвали будущего поэта, и вовсе был олием — верховным князем Карачая. Именно он в 1828 году остановил кровопролитное сражение у горы Хасаука, где сошлись русские войска и карачаевцы, защищавшие свою независимость. По его приказу ополченцы прекратили бой, принесли клятву верности российскому престолу и тем самым спаслись от истребления. Ислам рано потерял мать и воспитывался в семье дяди — балкарского просветителя Исмаила Усурбиева. Вместе с двоюродными братьями он получил хорошее домашнее образование, выучил арабский и русский язык. В 1877 году пошел в Ставропольскую гимназию, где проучился два года. 16-летним юношей поступил на службу в Конвой Его Императорского Величества Александра III и уехал в Петербург. К этому времени он уже был знаком со многими русскими учеными и общественными деятелями, посещавшими Карачай и Балкарию, прекрасно знал историю и культуру России. Во время службы в Конвое молодой Ислам начал писать стихи, рассказы, очерки на русском и родном языках, сблизился с художниками, подружился с будущим председателем Товарищества передвижников Николаем Ярошенко. Эта дружба продолжалась всю их жизнь. Художник, строитель, просветитель Ислам вернулся домой из Петербурга, когда ему было 20 лет. На севере он заболел чахоткой, и, несмотря на лечение, с каждым годом здоровье его ухудшалось. Некоторое время Ислам Крымшамхалов жил в Москве, учился в художественной школе. Часто гостил в усадьбе Ярошенко в Кисловодске, где бывали Шаляпин, Собинов, Рахманинов, Репин, Куинджи, Успенский, Павлов, Менделеев. Поселившись в Теберде, Крымшамхалов построил на берегу озера Кара-Кель два дома — для собственной семьи и для гостей. К сожалению, первый дом снесли во время строительства санатория «Теберда», а в уютной гостевой усадьбе, окруженной садом, сто лет спустя после смерти хозяина открылся мемориальный дом-музей. — Этот дом был не только центром, где собиралась творческая интеллигенция конца XIX века, — рассказывает директор музея Сеир Магомедова. — Именно здесь в начале века было решено сделать Теберду официальным курортным поселком, о чем подали ходатайство властям. Идея создать в этих местах курорт принадлежала Крымшамхалову, горному инженеру Анатолию Кондратьеву и местному предпринимателю Александру Утякову. Они же стали первыми застройщиками, причем построили не только дачи, но и частную метеорологическую станцию, и первую в Карачае электростанцию на реке Теберде, которая действовала до 1957 года, пока ее не смыло наводнением. Вместе с ними Крымшамхалов добился и открытия первого училища в Теберде. — В этой усадьбе останавливались многие ученые и исследователи, — продолжает директор музея. — Так, профессор Иван Мушкетов, проводивший геофизические и топографические исследования северо-западного участка Кавказского хребта, писал: «Заведует общественными карачаевскими лесами поручик И. Крымшамхалов, художник и отличный знаток Карачая; он полезен мне был в организации каравана и подборе проводников, а также своими прекрасными рисунками…» Частым гостем в усадьбе был и друг Крымшамхалова осетинский поэт и художник Коста Хетагуров. Долгие годы он был безответно влюблен в девушку из Карачая, и хозяин, следуя обычаям, в присутствии своих друзей и подруг девушки устраивал им свидание в своем гостевом доме. Имя девушки не разглашается, и судьбу они так и не связали. Последние годы жизни Крымшамхалов работал над созданием азбуки карачаево-балкарского языка на латинской основе, но умер, не успев закончить свой труд. Его дело продолжил его ученик, автор первых учебников для школ Карачая и Балкарии Исмаил Акбаев. Ислам Крымшамхалов умер в Ялте. Точная дата смерти не известна. Долгое время считалось, что это 1910 год. Однако недавно в Теберде был найден его надгробный памятник, где датой смерти указано 31 декабря 1911 года. Возможно, это день перезахоронения: земляки выполнили последнее желание поэта покоиться в родной земле и через несколько месяцев после смерти привезли его прах из Ялты, чтобы перезахоронить на мусульманском кладбище Теберды. Могилу, над которой растет куст чайной розы, можно посетить и теперь. Прямых потомков у Ислама Крымшамхалова нет — детей он не оставил. Жена пережила его ненадолго. Один из братьев был убит большевиками, второй эмигрировал в Турцию, и следы его затерялись. Остались только дальние родственники, которые следят за могилой и помогают музею. Музей Крымшамхалова и альпинизма Но музеем этот дом стал далеко не сразу. После Октябрьской революции гостевую усадьбу Крымшамхаловых национализировали. В ней устроили санаторий «Аманауз». При этом внутреннюю планировку поменяли, а хозяйская мебель пропала. Это тем более печально, что почти вся она была создана по заказу Крымшамхалова тут же, в подвале гостевого дома, — специально для этого в Теберду пригласили краснодеревщиков. — В гостином зале стоял знаменитый белый рояль хозяина, на котором он сам играл, но после гитлеровской оккупации инструмент не уцелел, — рассказывает Сеир Магомедова. В 1983 году здание санатория отдали под музей туризма и альпинизма. Ведь Домбай с 1930 годов был культовым местом для скалолазов. Горнолыжный спорт здесь начал развиваться гораздо позже, в дополнение к альпинизму. В экспозиции были собраны образцы снаряжения разных лет и фотографии покорителей вершин. В 2012 году музей туризма и альпинизма преобразовали в мемориальный дом-музей Крымшамхалова, но старые экспонаты вывозить не стали — для них оставили отдельный альпинистский зал. Еще один зал — этнографический, с довольно скромной коллекцией: традиционный ковер, прялка, хозяйственная утварь. Коллекция пополняется благодаря местным жителям, которые несут старинные вещи в дар музею. Третий, самый большой зал посвящен непосредственно Исламу Крымшамхалову. Здесь выставлены фотографии, копии его картин и списки стихов. Подлинников мало, поскольку архив погиб после революции. В музее есть только копии девяти сохранившихся работ художника, подлинники по завещанию автора хранятся в доме-музее Ярошенко в Кисловодске. Здесь же можно увидеть копии работ Ярошенко на кавказские темы. Обычно посетителей в музее не слишком много — местные школьники и туристы. Зато 31 марта, в день рождения просветителя, в стенах музея уже 8 лет подряд проходят Крымшамхаловские чтения по проблемам карачаево-балкарской культуры, где за выдающиеся достижения прошедшего года вручается медаль имени Ислама Крымшамхалова.

Дом с историей. С чего начинался курорт Теберда
© «Это Кавказ»