Ещё
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Герой
Герой
Боевик, Триллер
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Щенячий патруль: Мегащенки и Шиммер и Шайн
Мультфильм
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Леонардо да Винчи. Неизведанные миры
Биография
Купить билет
Люби их всех
Люби их всех
Триллер, Драма
Купить билет
Маленькие чудовища
Маленькие чудовища
Комедия, Ужасы
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет

Где можно измерить себя в синих китах, селедках и креветках 

Где можно измерить себя в синих китах, селедках и креветках
Фото: ТАСС
Кельтский коракл (небольшое весельное судно — прим. ТАСС) и чукотская байдара, куренас и облас, долбленки и плоскодонки, из коры деревьев и кожи моржа… «Плыть необходимо!» — такую надпись видят посетители калининградского Музея Мирового океана, которым предлагается выбор из 50 средств передвижения по воде из разных стран и веков: от берестянки до ледокола.
Калининградской коллекцией кораблей в 2014 году восхитилась дочь английской королевы принцесса Анна, посетившая филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге — легендарный ледокол «Красин».
"Принцесса Анна, которая представляет великую морскую державу, была потрясена и сказала, что даже в Великобритании ничего подобного нет. У них много кораблей-музеев, но все они находятся в разных руках, в национальном музее только два-три корабля, а такого количества нет нигде", — вспоминает встречу с принцессой директор и главный идеолог музея Светлана Сивкова.
Музей, который почти 30 лет назад был еще научно-исследовательским судном (НИС) «Витязь», в итоге сформировал главную набережную Калининграда, фактически став частью города. В 2016 году его посетили более 700 тыс. человек. Праздник селедки, попавший в Книгу рекордов Гиннесса с самой большой селедкой под шубой, Праздник длинной колбасы с пятивековой историей, «Водная ассамблея» — эти события традиционно собирают на музейной набережной десятки тысяч калининградцев и туристов.
Кто измерил глубину Марианской впадины
"Когда рассказываешь людям, что космонавтов у нас уже больше 500 — так много, что мало кто знает всех, а вот в максимальную точку Мирового океана за все время опускались всего три человека, многие удивляются. Приятно, что экспозиция вызывает интерес", — рассказывает научный сотрудник музея Ирина Бойкина, которая проводит экскурсии на «Витязе». Именно с его борта в 1957 году впервые была измерена максимальная глубина Марианской впадины — более 11 тыс. м.
Не забыли в музее и о визитной карточке Калининграда. 15 лет назад на НИС «Витязь» открылась «Янтарная каюта», идея которой началась с «очков натуралиста» с линзами из янтаря и нарисованными рыбками.
"Возникла фантазийная история о том, что один натуралист, изучая архивы музея, обнаружил материалы и записи ученого, который исследовал океан и янтарь и захотел доказать, что янтарь встречается по всему свету. Он отправился в кругосветное путешествие, и куда бы ни приносил его корабль, он везде встречал янтарь. И это правда — янтарь встречается повсюду", — объясняет задумку Светлана Сивкова.
"Натуралист" украсил янтарем навигационные предметы, покупал в различных странах необычные изделия, но самое ценное в каюте — это коллекция бабочек, выполненных из тончайших листов янтаря.
Чуть дальше по набережной — другая экспозиция. Первый в мире биологический спутник Земли, скафандр для собаки, полетный костюм обезьяны, карандаши конструктора ракет и даже борщ в тюбике — вся история космонавтики в отдельном зале.
"Мы же музей кораблей, а раньше существовала целая звездная флотилия кораблей космического флота, они вели наблюдения, находясь в разных уголках Мирового океана. Сегодня с нами «Пацаев» — последнее судно звездной флотилии, оно недавно закончило службу. Мы надеемся, что культурное и научное сообщество сумеет отстоять легендарное судно и сохранить его как государственный музей и научно-образовательный центр федерального значения. Не стоит забывать, что именно с кораблей звездной флотилии начинались наши ВКС.
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» ошвартовано у причала музея с 2001 года. Когда-то оно обеспечивало связь с Международной космической станцией.
Светлана Геннадьевна гордится тем, что корабли музея представляют все ныне существующие флоты мира: научный (НИС «Витязь»), космический ("Космонавт Пацаев"), военный (дизельная подводная лодка Б-413), рыболовный (траулер СРТ-129), ледокольный (ледокол «Красин» в Санкт-Петербурге), а после приобретения плавучего маяка «Ирбенский» — еще и маячный.
Превращение «консервных банок»
"Ирбенский" — последний из сохранившихся в России плавучих маяков — был ошвартован на набережной Музея Мирового океана только летом 2017 года. До этого он несколько лет простоял на  в Санкт-Петербурге, приговоренный к «продаже на иголки».
"Неразделанный лом от судна плавучий маяк «Ирбенский», начальная цена — 2 млн 575 тыс. 73 руб., — зачитывает документацию к аукциону Ирина Бойкина. — К счастью, никто не купил".
Сейчас «Ирбенскому» предстоит масштабная реконструкция. Светлана Сивкова надеется открыть его для посетителей к чемпионату мира в 2018 году.
"Витязь" мы получили совсем разбитой консервной банкой. В 1994 году поставили его здесь: он внешне был красивый — белый, палубы, иллюминаторы, — а внутри ничего не было. И мы сделали эти 120 помещений шаг за шагом, в 90-е годы, в стране, которая разваливается. Сегодня мы точно таким же получили плавмаяк «Ирбенский». Он внешне красненький, красивенький, а внутри совершенно разбитый, ничего нет", — говорит Сивкова.
Флагман океанологии Советского Союза — НИС «Витязь» — с 1949 по 1979 год совершил 65 рейсов, последний из которых завершился в Калининграде. В конце 1980-х сюда приезжали немцы из Музея судоходства города Бремерхафен, где он был построен. Они долго изучали корабль и выдали заключение: «Витязь» восстановлению не подлежит".
"Через четыре года мы его починили и ошвартовали здесь. Он был такой красивый, что немцы сказали: «То, что вы сделали, — это невозможно. Снимаем шляпу».
Для Светланы Сивковой важно, чтобы все ее корабли были непохожи друг на друга, поэтому в исходной пустоте кают «Витязя» и «Ирбенского» она видит возможность наполнить их с чистого листа, сделать каждый из кораблей особенным.
"Хочется, чтобы у каждого судна была своя история. Так, «Витязь» — весь такой большой и роскошный, с обводами, больше подходящими для яхты, с прекрасными трапами; красное дерево; зеркала — красивый, роскошный корабль. Подводная лодка — это механизм, особая совершенно философия выживания. «Рыбачок» такой хорошенький, веселый, маленький, а тоже ведь никакой был — если хорошо прыгнуть на палубу, можно было и днище пробить. Восстановили. Корабли все разные, и «Ирбенский» тоже будет другим", — с воодушевлением говорит Светлана.
Вершина айсберга
Корабли — только часть экспозиции. Подсчитывая все объекты и филиалы музея, сбиваются даже старейшие сотрудники. В главном корпусе представлена экспозиция «Мир океана» с аквариумами и уникальными коллекциями раковин морских моллюсков и кораллов. Добывать и продавать их уже нельзя, поэтому эти экспонаты считаются особо ценными.
"Первая большая коллекция, которая у нас появилась, — раковины морских моллюсков. Было начало 90-х годов, мы ее приобрели во Владивостоке. Это был гигантский ящик, с которым меня никуда не пускали, ни в какой самолет. Все равно мы его втащили всеми правдами и неправдами, умоляли, упрашивали", — вспоминает Сивкова.
В построенном специально для музея здании фондохранилища расположилась экспозиция «Глубина», где можно увидеть глубоководный аппарат «Мир-1», самый большой в мире скелет кашалота или сравнить свой вес с весом синего кита и пересчитать его в селедках и креветках.
Две экспозиции музея находятся в восстановленных памятниках архитектуры XIX века — Королевских и Фридрихсбургских воротах. В театре эстрады «Янтарь-холл» в городе Светлогорске Калининградской области экспонируется уникальная этнографическая коллекция «Люди моря». Это собрание предметов культуры и быта народов Юго-Восточной Азии и племен Новой Гвинеи — подарок одного из друзей музея.
"Два года назад ко мне подошел один очень серьезный человек, глава «Автотора» , и сказал: «Вы знаете, мне кажется, в вашей коллекции не хватает темы „Страны и народы“. Вам не кажется, что нужно пополнить вашу коллекцию этнографическими предметами? У меня есть друг, он коллекционер, всю жизнь коллекционировал этнографию Юго-Восточной Азии. Я готов у него купить эту коллекцию для музея, если вам это понравится и если вы оцените ее», — рассказывает директор.
Коллекция из 1,5 тыс. предметов оказалась более чем достойной экспонирования — спустя год музей получил ее в дар. Сегодня это лучшее собрание предметов Юго-Восточной Азии в стране.
Ирина Бойкина, которая много лет проработала главным хранителем, отмечает, что большую часть фонда посетители не видят, что характерно для большинства музеев. «Это как айсберг — только 10% фондов экспонируется. Всего у нас около 86 тыс. музейных предметов, 25 коллекций», — говорит Ирина.
На то, чтобы собрать их, ушло больше 25 лет. Многие экспонаты сотрудники музея привезли из кругосветных экспедиций на барке «Крузенштерн». И пополнение фондов никогда не заканчивается. Не так давно общую площадь хранилищ музея увеличили почти до 1,3 тыс. кв. м, но ее уже не хватает.
Гордый кашалот и серый кит из Арктики
"Говорят, у нас самый крупный скелет кашалота. Он есть в других музеях, но поменьше. Так что мы своим кашалотом гордимся. Тем более что он такой знаковый. Его поймали китобои одним из последних, перед тем как китобойная флотилия была ликвидирована, и благодаря ученым этот экспонат был сохранен. Мы всегда своим посетителям рассказываем, какое важное решение было принято: китовый промысел очень и очень выгодный, но он был запрещен, чтобы эти крупные животные не исчезли с лица Земли, как стеллерова корова, — рассказывает Наталья Шерстюкова, хранитель биологической коллекции музея.
О скелете стеллеровой коровы — морского млекопитающего, истребленного человеком в XVIII веке, Наталья Шерстюкова пока только мечтает. Она уверена, что такой экспонат важно выставлять, чтобы привить посетителям любовь к океану и понимание необходимости его сохранять. Пока музею такая покупка не по карману.
"Сейчас мы собираем очень дорогую остеологическую коллекцию — скелеты морских животных. В «Глубине» висит кашалот. Уже закуплен скелет серого кита, он просто огромный — целиком никуда не вошел. Очень сложная была доставка", — рассказывает Наталья Ивановна.
14-метровый скелет серого кита, который более десяти лет назад был добыт жителями Чукотки, доставляли с антарктического побережья около двух месяцев: тащили по льду, грузили на паром во Владивосток, затем поездом — в Санкт-Петербург и снова на паром до Калининграда.
Коллекцию крупных скелетов морских млекопитающих готовят специально для нового здания музея — строящегося музейного комплекса «Планета Океан», который планируется открыть к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Главный блок нового здания будет выполнен в форме земного шара. Он строится на набережной реки Преголя, недалеко от основных корпусов музея. Комплекс площадью около 10 000 кв. м будет включать трехэтажный образовательный центр для детей «Океания». Финансируется этот масштабный проект стоимостью более 2,6 млрд рублей из федерального бюджета в рамках программы «Культура России».
"Самый главный наш проект сейчас — это строительство «Планеты Океан». Там разместятся музеи, которые будут отвечать на кантовский вопрос «На что я могу надеяться». Заказчиком выступает Северо-Западная дирекция . Мы надеемся, что они завершат строительство в 2018 году", — говорит Светлана Сивкова.
Недавно музей получил в дар старый железнодорожный мост через реку Преголя. Сейчас он перекрыт и не эксплуатируется.
"Хотим его сделать пешеходным — он бы связал основные объекты музея с Фридрихсбургскими воротами. Надеемся, что к юбилею Канта — 300 лет ему будет в 2024 году — будет сделан и пешеходный мост", — подытоживает свои планы Светлана Сивкова.
Дарья Решетникова
Почему Евгений Лебедев делил жену с другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео