Ещё
Решена судьба Бузовой на "Евровидении"
Решена судьба Бузовой на "Евровидении"
ТВ
Громкие провалы рекламы в российских фильмах
Громкие провалы рекламы в российских фильмах
Фильмы
Как сейчас выглядят красавчики из фильмов 1990-х
Как сейчас выглядят красавчики из фильмов 1990-х
Актеры
Почему детям нельзя смотреть "Ну, погоди!"
Почему детям нельзя смотреть "Ну, погоди!"
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Арт-кабаки Серебряного века: как снимал стресс цвет русской культуры 

Арт-кабаки Серебряного века: как снимал стресс цвет русской культуры
Фото: Нож
Когда великий итальянец Томмазо Маринетти в 1914 году приехал в Россию, его отвели в подвальное кафе «Бродячая собака». Он сидел за столиком, осушая бокал за бокалом, не обращал внимания на то, что творилось на эстраде и, периодически стряхивая сонливость, разражался громовой тирадой: «Обладать женщиной — не значит тереться об нее, а проникать телом в тело! Вставлять одно колено между ляжек? Какая наивность! А что будет делать второе?» Русские посетители кафе от возгласов трепетали — а речь шла о том, как правильно танцевать танго: яростный футурист Маринетти только что опубликовал манифест «Долой танго и Парсифаля!» и шпарил кусками из него. Тема была актуальной — в «Бродячей собаке» как раз этот танец считался самым модным, в пику «устарелым» ужимкам босоногой позерки Айседоры Дункан.
Петербургская «Бродячая собака» — прославленное арт-кабаре Серебряного века. Но не единственное — в ту эпоху их было множество по всей России. Другое знаменитое питерское заведение — «Привал комедиантов»; еще в столице существовали театральные «Лукоморье», «Кривое зеркало» (где придумали пародийную оперу «Вампука»). В Москве были «Летучая мышь» (там отдыхали мхатовцы) и «Алатр», в котором начинал петь Вертинский, а  познакомилась с Ханжонковым. В Киеве работал «Х. Л. А. М.», а в Ростове-на-Дону «Подвал поэтов» — приют ничевоков, великих русских абсурдистов. Эти кафе, где представители богемы чувствовали себя как дома, появлялись и в 1900-х годах, и после революции, причем некоторые просуществовали до 20-х.
В «Летучей мыши» после напряженного трудового дня Станиславский отплясывал канкан, а величественная Книппер-Чехова исполняла легкомысленные песенки. Будущий балетмейстер Метрополитен-оперы скакал верхом на стульях.
Дело в том, что в начале ХХ века уже образовалась критически большая масса «профессиональных бездельников» — простите, работников умственного труда (артистов, художников, поэтов, журналистов). Именно поэтому в Серебряном веке и случился такой всплеск культуры.
Богема, в особенности практичные директора этих кафе, относилась к буржуазии с презрением, как к кормовой базе: например, в «Бродячей собаке» посетителей делили на представителей искусства и так называемых «фармацевтов».
«Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося ей навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи, по которым простодушные «фармацевты» строили догадки, щекотавшие только их любопытство» (Б. Лившиц).
«Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей» (Н. Эфрос).
На атмосферу, конечно, влияло оформление: им по дружбе занимались приятели содержателей этих подвальчиков — те самые живописцы, которые сейчас входят в топ-100 самых дорогих русских художников по результатам аукционов. Например, буфетную и еще одну комнату в петербургском «Привале комедиантов» процессиями итальянских актеров расписывали (сегодня аукционный рекорд на его картину составляет 3,7 млн долларов) и  (4,6 млн). Ставни, разрисованные Судейкиным, закрывали окошки — на них был изображен венецианский карнавал. Стены одного из залов «Бродячей собаки» он же украсил фигурами изогнувшихся женщин и арапчат, невиданными птицами и цветами ядовито-зеленого и лихорадочно-красного цветов, а Николай Кульбин оформил вторую комнату вырвиглазной кубистической живописью.
Вместо скатертей порой стелили яркие платки. Некоторые дизайнерские тренды таких подвальных кафе самовоспроизводятся и в XXI веке: столы из некрашеного дерева, кирпичные стены без штукатурки…
И наконец, когда вечер уже перетекал в ночь и атмосфера становилась полна алкоголя, начиналась самая интересная часть «программы» — полупьяная «повальная лирика, то печальная, то радостная, то злобная».
Это стало образом жизни — такой способ людей Серебряного века, которые фонтанировали талантом, явить свои свежие произведения понимающей аудитории, друзьям. Привычка оказалась настолько сильной, что на нее не повлияли даже Гражданская война и революция. Например, киевский «Х. Л. А. М.» (аббревиатура от «Художники, литераторы, артисты, музыканты»), тот самый, где  познакомится со своей Надеждой, был основан, видимо, в 1918 году. Подавали там, как вспоминал , только морковный чай. А такой деликатес, как черный хлеб, посетители приносили с собой. Но зал всегда был переполнен, потому что главное не еда или алкоголь, а встречи. Ну а потом советская власть положила конец этим бесконтрольным тусовкам…
Любопытно сравнить историю арт-кабаре с теми процессами, которые происходят в сфере общепита и развлечений сейчас. Ведь в начале XXI века, как и сто лет назад, прослойка людей творческих профессий опять чрезвычайно разрослась, идеологически никем особо не контролируется — и приобрела достаточную экономическую независимость. Логично, что в крупных городах тоже стали появляться «свои» места для определенных типов публики, где постороннему будет некомфортно и где многое (если не всё) окажется для него непонятным. Но увы, такого же количества гениев у нас нет, и тот бесконечный фейерверк талантливого творчества, который громыхал на небольших эстрадах тогдашних арт-кабаре, уже не повторить. А традиция «себя показать» почти полностью переместилась в интернет: там творчества теперь намного-намного больше — даст бог, когда-нибудь количество перерастет в качество.
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео