Ещё
Игра
Триллер
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Вспыш и чудо-машинки
Мультфильм, Приключение
Купить билет

Фото с историей. Высоцкий, Шемякин и… Петр I 

Фото: ИД "Собеседник"
25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 80 лет. Sobesednik.ru вспоминает историю одного фото с великим артистом.
Как известно, последние шесть лет своей жизни Высоцкий дружил с художником Михаилом Шемякиным. Эта фотография датирована 1976 годом. Снимок сделан французским художником-графиком Патриком (Пьером) Бернаром, который ушел из жизни чуть больше двух лет назад. Действие происходит в мастерской Шемякина в центре Парижа на рю Риволи (улица Риволи), куда Высоцкий в очередной раз приехал навестить друга.
На фото Высоцкий и Шемякин вместе с… Петром I. Точнее, с гипсовой копией посмертной маски русского императора. Оригинал, сделанный архитектором Бартоломео Растрелли по просьбе супруги императора Екатерины I, хранится в питерском Русском музее.
— Копию изготовили по просьбе Миши в мастерских Эрмитажа, — рассказала «Собеседнику» супруга Шемякина Сара де Кей, разглядывая черно-белое фото. — Кстати, именно Владимир Высоцкий как-то высказал эту идею: «Почему бы тебе не создать скульптуру Петра I?! Ты же его так уважаешь». Михаил задумался. Тогда он не решился создать образ государя.
«Пьянели и трезвели мы всегда поочередно»
Высоцкий и Шемякин познакомились в 1974 году. Известный артист балета Михаил Барышников, который тогда только что эмигрировал из Советского Союза, пригласил художника в парижский дом сестры Марины Влади — актрисы Одиль Версуа (Татьяны Поляковой).
«Высоцкий был в завязке, выпивки ни на столе, ни под столом не было. Но был ошеломляющий и опьяняющий концерт — спектакль одного актера, певца, поэта Владимира Высоцкого, — вспоминает в своей книге «Две судьбы» Михаил Шемякин. — Трагизм текста и нечеловеческая энергетика, исходящая от исполнителя, покорили и захватили меня. На улицу мы с Володей вышли вместе и до рассвета бродили вдоль Сены. Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. Наша дружба состоялась».
Высоцкий с супругой конечно же часто бывал в Париже. И каждый раз непременно навещал друга, которому посвятил с десяток своих стихов, а тот в свою очередь рисовал иллюстрации к песням Высоцкого. Кстати, в этой мастерской они песни и записывали, специально для этого художник приобрел студийную аппаратуру. Всего записали семь пластинок.
«Когда Володя приезжал ко мне, он садился за стол на кухне и говорил: «Ну, рассказывай!» При этом глаза у него блестели таким нехорошим огнем, — пишет Шемякин. — Как-то так попадал, что он приезжал после очередного запоя ко мне. Естественно, после запоя мы все, как все грешники, каемся, чувствуем угрызения совести, глаза полны слез, поэтому мрачным голосом я поведывал, что я делал, вернее, то, что помню из данного загула, и Володя почти всегда валялся от смеха, чуть ли не падал со скамейки на кухне. И вот я рассказывал ему, как вышел как-то на рассвете из кабака «Царевич» и мне показалось, что я могу летать. Раскинул руки широко, оттолкнулся сапогами от земли и действительно перелетел через машину «Пежо», но не рассмотрел, что за ней был столб. Я, слава Богу, не полностью, но ухом, пролетая, ударился об этот столб. Потом он написал в песне «Осторожно! Гризли!»: «Перелетел через „Пежо“ и приобрел повторное звучанье».
Марина Влади ревновала мужа к Шемякину. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет» даже написала: «Твои отношения с Мишей окрашены тайной. Вы запираетесь у него в мастерской и часами сидите там. Он верующий, даже мистик, а за тобой я не замечала склонности к религии. Он задумчив и часами может рассматривать свои многочисленные коллекции, он фанатичен и скрытен, ты — полная ему противоположность. Единственная ваша точка соприкосновения, за исключением таланта, — это любовь к диким попойкам».
— Известно, что вместе Миша и Владимир выпили лишь однажды, — возмущается супруга Шемякина. — Они так бережно относились друг к другу, поэтому следили, чтобы не загулять.
Сам Михаил Шемякин случай одной совместной попойки вспоминает так:
«Обычно если я пил, то Володя возился со мной, и наоборот. У него есть в песне «Французские бесы»: «Пьянели и трезвели мы всегда поочередно». Это как раз о том, как мы друг друга спасали. А в тот раз была виновата Марина, она выгнала нас. И мы с пьяным Володей очутились в два часа ночи, с чемоданами, на улице. Поехали в аэропорт. Его, конечно, никто не берет в самолет в Россию. Мы сдали багаж и остались на улице. Он говорит: «Зайдем в кабак какой-нибудь!» Я подумал: лучше уж в русский кабак, чем он будет искать на Пигаль, где можно купить морфий и кокаин. Потому что он в то время уже сидел на игле. Он пьет и говорит: «Ну, мы же с тобой в жизни никогда не пили, давай маленькую стопочку выпей за мое здоровье». А мне это, как акуле кровь почувствовать. И я поддался — выпил маленькую стопочку, помню, это было у Жана Татляна, кабак «Две гитары». И понеслось. Даже из пистолета стреляли…»
Памятник дружбе с Высоцким
В последний раз поэт и художник встретились в Париже за три недели до смерти Высоцкого. Тогда Владимир Семенович сочинил для друга прощальное стихотворение. Высоцкий спрятал стихотворение между рисунками Шемякина, и художник нашел его только после смерти актера.
Мишка! Милый! Брат мой Мишка!Разрази нас гром! –Поживем еще, братишка, По жи вьемPo-gi-viom!
«После смерти друга я в очередной раз рисовал профили Петра I и вдруг подумал, что хорошо бы в память о Володе сделать скульптуру, — вспоминает Шемякин. — Стал создавать первые макеты из глины. Сразу в натуральную величину. Мы выносили замотанную глину в парк, ставили ее на кресло, и выяснялось, что с расстояния пяти метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов — крошечная голова, длинное тело. Для того чтобы показать величие их духа».
Тот самый спорный памятник Петру I // Фото: Global Look Press
Шемякин работал над скульптурой в течение 8 лет. Варианты этого памятника находятся в поместье художника в Клавераке (США, штат Нью-Йорк) и в Нормандии (Франция). А в 1991 году бронзовый памятник Петру I открыли в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости. До сих пор многие питерцы возмущаются и называют памятник «уродцем». Хотя сам Шемякин подобным высказываниям удивляется:
— Это академик Дмитрий Лихачев предложил мне, чтобы памятник стоял в Санкт-Петербурге, сам я никому ничего не навязывал. И Петра I я подарил городу. Не нравится, так не смотрите. А для меня это еще одна память о дружбе с Володей Высоцким.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2018.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео