«Это вам не бирюльки»: в селе Ломоносово открыли косторезное училище

«Я знаю точно: невозможное возможно!» - надрывается Дима Билан в динамике. Музыка, надувные шары, свежий ветерок, белые сугробы, печки топятся - в деревне Ломоносово, что в Холмогорском районе, торжественно открывают многострадальное косторезное училище. Многострадальное, потому что строили его почти 10 лет со скандалом. Но невозможное - возможно, и в училище уже идут занятия. «Не режьте моржей!» Само здание - огромное по меркам деревни и пока совсем необжитое, в коридорах холодно, в классах тепло - за счёт обогревателей. Пока на крыльце устанавливаются микрофоны и один за другим подъезжают чиновники из района и области, на второй этаж - туда, где располагаются мастерские и музей изделий - собираются мастера. Музей - самый красивый кабинет. Стеклянные стеллажи, на полочках расставлены экземпляры, собранные за много лет. «Здесь есть работы 50-х годов, вот, например, медаль Ленина», - проводит для меня импровизированную экскурсию костороез Николай Зачиняев. Николай Иванович - старожил в этом народном промысле: 50 лет вырезает из кости шедевры, которые в своё время получали медали в Москве, много его изделий купили иностранцы. Как-то даже пожилая американская пара приезжала в Ломоносово за шкатулкой - они нашли Николая Ивановича через Интернет и сделали заказ. Мастер медленно, опираясь на тросточку, переходит от одного стеллажа к другому, поправляет очки, так, чтобы было удобно разглядеть мелкую гравировку на изделии, подолгу с любовью смотрит на каждую работу. В них - целая жизнь, история. «Что вы чувствуете?» - спрашиваю я его. «Наслаждаюсь, - почти шёпотом отвечает он. - Здесь каждая работа ценна». Вот, например, бирюльки. Мы-то привыкли к выражению: «это вам не в бирюльки играть», а оказывается, это малюсенькие предметы на какую-то тематику. «Раньше же не было телевизоров, вот дети и играли в бирюльки. К примеру, нужно было крючком подцепить рыбок, и кто быстрее нацепляет, тот и выиграл», - включается в наш разговор ещё один мастер Владимир Осипов, он, кстати, из династии косторезов - и мать, и отец, и брат его посвятили жизнь этому делу. «Правда, что изделия делаются из коровьей кости?» - интересуюсь. «Не только из коровьей, но и из лосиного рога, из кости мамонта, моржа, кашалота. Из костей мамонта работы получаются более «живые», деликатные. Материалы мы закупаем в Москве в основном», - охотно посвящают меня в детали мастера. Есть в музее уже и книга отзывов. «Не режьте моржей!» - смешное пожелание от москвичей. И сбоку приписка - объяснение: «Мы не режем моржей, мы режем их клыки». В основном в Книге отзывов только восторженные отклики. Действительно, холмогорские косторезы - уникальные мастера! И сколько бы я ни встречалась с ними, каждый раз вспоминают, как тяжело им пришлось в 90-е годы, семьи не на что было кормить - ну кому тогда нужны были шкатулочки, вазочки, бусы, кольца? «Да и сейчас бог его знает, на что живём, - вздыхают они. - Нам самостоятельно приходится искать рынок сбыта, нет такого человека, который бы объединил нас и занимался только тем, чтобы искал покупателей». Плитка и кастрюлька О процессе изготовления работы они могут рассказывать часами, увлечённо, горячо. Владимир Осипов ведёт меня по мастерским. «Я хоть и из династии, но не привлекало меня это дело. Думал, до армии годик перекантуюсь в косторезном училище, а это было в 1989 году, но нет же - прилип!» - смеётся он. В мастерских пусто - учеников нет. «Где ребята?» - спрашиваю. Оказывается, здесь всего 12 учеников, и по случаю праздника у них свободное расписание, но, скорее всего, они сидят в общежитии, которое находится в пристройке к зданию. Впрочем, некоторые прибежали на праздник. На дверях мастерских висят такие таблички: «Шкуровально-полировальный цех», «Распиловочный цех», «Цех отбеливания и вываривания». Мы - в последнем. Тепло, длинные столы, над каждым лампа, на столах - по бор-машине. В углу кабинета скромно пристроились... . электроплитка и кастрюля. Владимир перехватывает мой удивлённый взгляд. «Так процесс-то варки нехитрый, - улыбается он. - Это ж как суп сварить: нужно сначала сутки примерно подержать кость в перекиси водорода, потом покипятить её, перед закипанием добавляем стиральный порошок, потом моем кость, и всё - она беленькая». Кстати, самые простенькие работы, например медальон, опытный мастер может сделать за 2 часа, на сложные уходит до нескольких месяцев, а бывает, что и не один год - такие работы высоко ценятся у коллекционеров. «Вы самое главное напишите там, в своей газете, - напутствуют меня мастера-косторезы, - пусть ребята к нам приезжают учиться! А то ведь это никуда не годится, раньше у нас до 60 учеников было со всей области, а сейчас всего 12. Не забудьте ещё написать, что общежитие у ребят новое, кормят хорошо, а природа! Ну сами всё видите».

«Это вам не бирюльки»: в селе Ломоносово открыли косторезное училище
© АиФ Архангельск