Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

«Возвращение» Арсения Жиляева и саморазрушающийся патриархат 

«Возвращение» Арсения Жиляева и саморазрушающийся патриархат
Фото: АртГид
«Русский космизм» по версии , и  многими воспринимается как раскопки очередной утопии с целью заработать на глобальном рынке идей (выставка Art Without Death: Russian Cosmism («Искусство без смерти. Русский космизм») под кураторством Жиляева, Видокле и Гройса прошла в 2017 году в Доме культур мира HKW в Берлине. — Артгид). Жиляев предстает в сознании критиков художником ресурса, нашедшим концептуальную нефть, но не более того. Большинство реакций на разные версии многолетнего проекта в русской художественной среде эмоциональны и негативны. Попыток анализа почти нет, если не считать перечислений предшественников Жиляева в области освоения идей . Их, впрочем, немного: несколько инсталляций и , ряд работ , некоторые акции и фильмы ровесников Жиляева, коллектива «Объединение „Вверх!“».
Все эти проекты объединяет скорее археологический и ритуальный подход (члены «Объединения „Вверх!“», например, припадали к могиле Федорова в ожидании доказательств его потусторонней жизни). Жиляев увидел тему по-новому, интерпретируя космизм как фундамент господствующей идеологии планетарного масштаба. Долго искать основания для такой интерпретации не пришлось: ведущие теоретики и практики трансгуманизма, рациональной религии крупнейших корпораций, не скрывают того, что их родословная начинается с русского космизма.
Последний проект Арсения, «Возвращение», выводит в главные герои робота по имени Роберт Пастернак, существовавшего после наступления сингулярности — эпохи развитого искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин. Роберт, художник и историк, является кибернетическим Аби Варбургом, выстраивающим интеллектуальные структуры вечного возвращения образов, и коллекционером-античником, собирающим обломки древних (для него) космических кораблей Земли XX века.
Роберт Пастернак. История после искусства. Возвращение. 2017. Кадр из видео. Courtesy Центр современного искусства «ВИНЗАВОД»
История Роберта дана зрителю в подробностях, иногда трогательных (по «словам» его «создателя», Роберт «курил электронные сигареты»). Тотальная проницаемость прошлого под знаком космизма и трансгуманизма впервые у Жиляева приобрела законченную и лаконичную форму. В разборе его работы принципиально учитывать не только антологию «Русский космизм» под редакцией Бориса Гройса, но и источники по трансгуманизму, например, Transhumanist Reader («Хрестоматию трансгуманизма», 2013).
В России связь космизма, трансгуманизма и хозяев интернета не всегда очевидна, поскольку на внутреннюю политику и культурную ситуацию почти не влияет. Адепты и главные разработчики доктрины трансгуманизма либо занимают высокие должности в интернет-корпорациях, либо тесно сотрудничают с Силиконовой долиной в качестве независимых основателей своих собственных компаний. Пророк сингулярности Рэй Курцвейл недавно назначен главным инженером и разрабатывает там модели взаимодействия искусственного интеллекта и человеческой речи. , и другие крупные игроки на рынке онлайн-услуг финансируют The Breakthrough Prize, премию за прорывы в области остановки старения. Статуэтку премии создал, кстати, . Примеры тесной спайки интернет-капитала и ученых можно множить.
Олафур Элиассон. Статуэтка The Breakthrough Prize. Источник: breakthroughprize.org Технические аспекты возрождения Николай Федоров оставил непрописанными. Трансгуманисты предлагают несколько возможных сценариев — победа над старением и смертью тела (и мозга как части тела), постепенное улучшение тех или иных человеческих способностей, и, наконец, виртуализация сознания с тем, чтобы загружать его в разные тела. Проектная деятельность трансгуманистов богата интереснейшими деталями и подробностями реальных и будущих решений этих проблем, но для нас важнее отношения трансгуманизма (и, конечно же, космизма) с этикой, поскольку искусство (и выставка «Возвращение», по умолчанию, тоже) имеет дело именно с ней.
Этика вообще, как система аргументов, трансгуманистам не дается. Причина проста: трансгуманизм — это идеология инженеров. Рассчитана она, как и большинство идеологий, на людей лояльных и биополитически надежных. В случае трансгуманизма речь идет о победителях в генетической лотерее. Авторы «Хрестоматии трансгуманизма» открыто заявляют, что их проекты больше подходят гениям, чем простым людям. Логика понятна: гениям интереснее развивать уже наличествующие способности. Людям без способностей трудно представить, каково это — их иметь. Большинство эссе «Хрестоматии трансгуманистов», посвященных этой теме, либо исходят из либертарианских предпосылок о сверхчеловеке, которому улучшения необходимы, либо демонстрируют вопиющую наивность, опасную для людей, выстраивающих репутацию социальных прогрессистов. Провалы аргументации вскрывают все новые и новые слои мышления, которые ассоциируются скорее с консерваторами, но структурно устроены иначе. Самый очевидный слой — колониализм, стремление завоевать новые пространства (: «Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей солнечной системе. Посетят и изучат все ее планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением»).
Поезд московского метро, посвященный Дню космонавтики. 2016. Фото:
Другой слой — сексизм, характерный как для космизма, так и для трансгуманизма. Недаром лирический герой выставки «Возвращение» — робот по имени Роберт Пастернак — «он». Известные нам примеры искусственного интеллекта на службе человека — это, по умолчанию, девушки (Сири у , Алекса у , Алиса у ), то есть служанки или секретарши. Трансгуманная версия сексизма исходит не столько из желания закрепить семейные модели эпохи домостроя, сколько из понимания женского пола как слабого места в производственной цепочке человеческого прогресса. Это открыто проявляется у Федорова, называющего европейскую цивилизацию «служанкой женской прихоти», биокосмиста Александра Святогора, предсказывающего «бабье лето» человеческой цивилизации, и . Последний в научно-фантастическом рассказе «Праздник бессмертия» описывает разрыв вечного человека и его восемнадцатой жены. Анч (очередное женское имя на «А») наскучила инженеру Фриде, и автору совершенно не приходит в голову, что мужчина тоже может наскучить женщине.
Хотя среди теоретиков трансгуманизма есть и женщины, сексизм часто прорывается сквозь примитивные этические конструкции. Что мешает простому стать Гайдном, помимо отсутствия интереса к классической музыке? Отношения, считает один из отцов трансгуманизма Ник Бостром. «Предположим, — пишет Бостром, — что он предан жене. Его преданность так сильна, что он и не думает ни о чем, что могло бы противоречить ее базовым желаниям. И одно из базовых желаний — чтобы он не стал постчеловеком». Вторым по значимости барьером между человеком и трансгуманизмом становится женщина, несовершенная замкнутая система, ответственная за такое важное дело, как продолжение человеческого рода. Существенной задачей космистов и трансгуманистов становится и нейтрализация сексуального влечения, в первую очередь, женского, с помощью предполагаемой — но нигде впрямую не обозначаемой — политики избирательной выдачи права на бессмертие.
Арсений Жиляев. Вид экспозиции выставки «Возвращение» в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД», Москва. 2017. Courtesy ЦСИ «ВИНЗАВОД»
Неудивительно, что один из скандалов, связанных с сексизмом в Силиконовой долине, разгорелся по вине инженера Джеймса Деймора из Google, автора громадного документа о недостатках кадровой политики корпорации — в частности, о гендерном балансе при найме на работу. Этика, как строгий учитель, постоянно вызывает инженеров к доске, иногда вступая в прямой конфликт с «космическими Колумбами» (выражение из советских газет конца 1950-х). Вспомним хотя бы скандал с рубашкой астрофизика .
Для критики этой идеологии Жиляев пользуется изощренными художественными и медиастратегиями. В интервью он предстает адептом космизма и постгуманизма, пропагандирует вечную жизнь и философию Федорова. Это необходимо, чтобы сохранять потенциал продуктивных связей с реальными агентами трансгуманизма и актуальной повесткой. Орудие луддита — булыжник, инструмент негибкий, недиалектический. В художественной сфере перед Жиляевым открываются два очевидных пути. Можно вслед за персонажами «Автокатастрофы» Балларда/Кроненберга возвращать человека в машину через насилие и сексуальное удовлетворение от ее коллапса. Но Жиляев как русский художник выбирает путь соц-арта, то есть перекодировки визуальных техник контроля над обществом так, чтобы они опосредовались белым кубом, пространством сомнения и изобретательства.
Арсений Жиляев. Вид экспозиции выставки «Возвращение» в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД», Москва. 2017. Courtesy ЦСИ «ВИНЗАВОД»
«Восстановленные» Робертом Пастернаком образцы космической техники сделаны как классические образцы неправильной реставрации. Ракета с соплами, но без тела, поначалу кажется смягчением фаллической формы, но на самом деле представляет собой взгляд из постчеловеческого будущего, в котором преобладают замкнутые на себя формы, похожие на статуэтку Элиассона. Имитация краеведческого музея и советской фактуры уступила место эстетике стенда на коммерческой отраслевой ярмарке, хотя и здесь видно, что усилия Роберта в сингулярном будущем маргинальны: из его конструкций торчат гвозди, тут и там поблескивают потеки краски. Роберт (и сам Жиляев) — не Элиассон, а, скорее, постгуманизма.
Параллели с соц-артом логичны и потому, что связи космизма и сталинизма намного очевиднее, чем преемственность авангарда и Большого Стиля. Эти связи были отмечены еще Евгением Добренко в статье «Страна-Выставка, или Мавзолеи Плодородия». «Героико-романтическая модель Выставки как „пира смерти“ у Федорова, — пишет Добренко, — приводит нас прямо к искусству сталинизма». От космизма через сталинизм проходит и линия, хоть и косвенная, к трансгуманизму — знаменитое определение Сталиным (вслед за ) советских писателей как «инженеров человеческих душ». Важно помнить, что у сталинистов, которых в нашей стране предостаточно, аргументы «за» исключительно технические: репрессиям противопоставляется не социальное государство, например, а заводы, фабрики и танки. Либерализм Силиконовой долины имеет свои пределы. В знаменитой статье New York Times о политических взглядах топ-менеджеров корпораций единственным, но важным исключением из прогрессивной повестки является ненависть к профсоюзам и законам, защищающим сотрудников от увольнения. Рабочая сила, не Гайдны и не олимпийские чемпионы, — только взаимозаменяемая масса прекариата. Взывать к этике бессмысленно. Логика постановки и решения все более сложных инженерных задач сильнее, чем любые инструменты регуляции человеческого общежития. Ведь эта логика опирается на понятное желание расширить сферу разумного на основе четких и ясных предпосылок, проверяемых эмпирически, в отличие от установок классического консерватизма. Писать ретро-утопические сценарии в духе «Зависти» Юрия Олеши (автора выражения «инженеры человеческих душ») и видеть в будущем зацикленность и скуку, холостые обороты саморазрушающегося патриархата — выход несколько более удовлетворительный.
Иван Клюн. Красный свет. Сферическая композиция. 1923. Холст, масло. Государственный музей современного искусства, Салоники, коллекция Георгия Костаки. Экспонат выставки Art Without Death: Russian Cosmism («Искусство без смерти. Русский космизм». Кураторы Антон Видокле, Борис Гройс, Арсений Жиляев)
Есть, впрочем, и другой сценарий. К работе Жиляева он не имеет отношения, но упомянуть о нем все-таки необходимо. В своей лекции «Почему Фрейд был первым хорошим теоретиком искусственного интеллекта», опубликованной в «Хрестоматии трансгуманизма», Марвин Мински хвалит изобретателя психоанализа за демонтаж представлений о едином центре управления сознанием. Мински ценит Фрейда за доказательство параллельного хода в мозге нескольких не связанных между собой процессов и видит в этом основания для исследований в области искусственного интеллекта. Разбивка сознания на отдельные структуры упрощает работу исследователей и программистов. С другой стороны, удачная имитация независимых друг от друга участков мозга может привести к возникновению новых искусственных организмов с узкой специализацией и собственной стратегией выживания, отдельной от задач человека. В двух последних фильмах Ридли Скотта из серии «Чужой» у человечества обнаруживаются предшественники, раса (как раз-таки «инженеров»), которая в ходе генетических экспериментов создает массу агрессивных и непослушных биоформ. Для массового кино этот сюжет — трагедия слишком умной цивилизации, но в контексте трансгуманизма имеет смысл интерпретировать его по-другому, как возникновение новых, более эффективных форм жизни (недаром за ними присматривает высокоорганизованный андроид). Человечество последние сто с лишним лет выглядит не слишком гуманным, и его исчезновение в пользу синтетического мозга и биоразнообразия, с небольшой сменой акцентов, может показаться желанным горизонтом.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии