Войти в почту

«В музее КФУ не была с декабря». Стелла Писарева о новом месте работы

Стелла Писарева без преувеличения личность легендарная - создатель музея истории Казанского университета, возглавлявшая его более 40 лет. В числе ее заслуг - открытие музея Ярослава Гашека в Бугульме и первого в России музея Лобачевского - в Чувашии, в его поместье в Козловке. Почему же создатель музея, сделавшая его известным на весь мир, не работает сегодня в Казанском федеральном университете (КФУ) и что такое дух университета, Стелла Писарева, недавно отпраздновавшая 93-летие, рассказала в интервью «АиФ-Казань». «Мне везло на хороших людей» Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Стелла Владимировна, вас называют душой университета, почему вы ушли из КФУ? Стелла Писарева: Не сложились отношения с новым руководством музея. Однажды попробовала дать совет и услышала в ответ резкую реплику. Я и четыре сотрудника, с которыми я работала, были уволены по сокращению. На наши места приняли новых людей. Я ушла в конце декабря 2017-го и с тех пор не была ни разу в музее истории КФУ. Хотя это моё детище, которым я очень дорожу, моя жизнь. - Вы создали музей истории КФУ с нуля – за один год и два месяца до 175-летия университета. История появления в нём первого экспоната – печатки Лобачевского - похожа на легенду. Неужели у вас даже расписки не попросили? - Нет! Мне везло на хороших людей. Почти все, к кому я обращалась, не требовали никаких документов взамен. Мы составляли только акт приёма, потому что было необходимо знать, как попала в музей та или иная вещь. К профессору Александру Нордену, у которого хранилась печатка, переданная потомками Лобачевского, я шла с волнением. А он отдал мне печатку, как только услышал о музее. Я весь день ходила, зажав её в кулачке, всем показывала. Говорила, раз есть такая вещь, значит, музей точно будет. Ещё один знаковый экспонат - напольные часы, которые Лобачевский сам заводил, сверял по ним время. Я забрала эти часы в музей из кабинета, где он работал. - Туристы, особенно из Китая, ищут в КФУ парту студента Ульянова. А что интересовало Ельцина, Путина? - Мемориальная аудитория №7, где слушал лекции студент Ульянов, создал ещё до меня профессор Григорий Вульфсон. Я работала над экспозицией, которая находится в бывшей университетской церкви. В её основе история научных школ, открытий, принесших всемирное признание университету. Почётные гости чаще всего спрашивали именно о таких фактах, об исследованиях Лобачевского, Бутлерова, Завойского. Меня как исследователя интересовали работавшие в Казани во время войны академики, а также репрессированные учёные, например, расстрелянный в 1937 году первый генетик университета Василий Слепков. Я выяснила почти все адреса, по которым жили в Казани Игорь Курчатов, Лев Ландау, другие академики, работавшие в университете. Семь из них впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии. Много раз я просила установить на их домах мемориальные доски. - Что такое дух Казанского университета? - Мои студенческие годы пришлись на войну, голод. Но было необыкновенное чувство гордости, что мы учимся в этом университете. Рядом с нами в главном корпусе жили и работали эвакуированные учёные. Мы не знали, кто они (узнавали только Отто Юльевича Шмидта, вице-президента АН СССР, исследователя Арктики, потому что повсюду были его фото). Но чувствовали, что это цвет русской интеллигенции. Я была дочерью «врага народа» и всё же негативного отношения к себе не чувствовала. На первом же собрании группы меня выбрали комсоргом. Когда узнали, что я не комсомолка, избрали старостой. А потом вызвали в комитет комсомола, побеседовали и сказали: «Немедленно подавайте заявление». Со второго курса до последнего была членом комитета ВЛКСМ университета. Кто такой Сталин - Тогда Сталин ещё был жив. Неужели настолько либеральные настроения были в университете? - Комсоргом меня выбрала группа. И этому решению никто не препятствовал... Если говорить о Сталине, то я, зная, что он виновен в репрессиях, шедших по всей стране, понимая, что мой отец никогда не мог быть врагом народа, всё же верила в «вождя народов». Когда Сталин умер, мы вместе с одной сотрудницей привезли в Москву на его похороны венок от музея им. Горького. Приехали в 4 утра, подошли к Красной площади. Она была сплошь в венках. Как многие тогда, плакали, рыдали... Вот моя мама не плакала – она уже тогда понимала, кто такой Сталин. - Вы создали музей Гашека в Бугульме и первый в России музей Лобачевского - в Чувашии, в Козловке. - На днях мне звонила праправнучка Лобачевского из Санкт-Петербурга. Просит поехать вместе с ней в этот музей, где она никогда не была. Инициаторами создания стали жители Козловки. Лобачевский купил там небольшое поместье, каждое лето приезжал, отдыхал. В музее отражена вся его жизнь: научная, административная деятельность, а также талант сельского хозяина. Лобачевский развел в имении прекрасный сад, посадил кедровую рощу. Он был членом Императорского Казанского Экономического общества, проводил опыты над семенами, занимался посевом кормового растения, сходного с люцерной. - К 225-летию со дня рождения Лобачевского открыли его музей в Казани в Ректорском доме. - То, что сделано в музее Лобачевского, меня не удовлетворило. Я мечтала создать мемориальный музей, используя квартиру Лобачевского, где он жил 19 лет. Чтобы у каждого, кто зайдёт в музей, возникло ощущение: Лобачевский здесь, он только что вышел из комнаты... Но этого не получилось. Думаю, можно было восстановить хотя бы его кабинет, который одновременно был и кабинетом ректора. Ещё можно найти книжные шкафы того времени – в библиотеке КФУ, найти стол первой половины XIX века. В центре культуры - Казань считают третьей столицей России. А развита ли у нас культура общения? - Одним из центров культуры нашего города всегда был университет. Актовый зал мы использовали для концертов. Там, в основном бесплатно, проходило много культурных мероприятий. К нам ходил весь город. Это одна из традиций университета. Ректор Дмитрий Мартынов вспоминал, что когда он только начинал преподавать (в 30-е годы прошлого века – авт.), в актовом зале играли Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс. Очень жаль, что сейчас актовый зал закрыт для красивой классической музыки, для общения. - Моих друзей из Москвы поразило, что в музее истории КФУ им за один день выдали справку об их прадеде, выпускнике медицинского факультета - точную дату рождения, другие факты. - К нам очень часто обращались с такими просьбами. Данные до 1917 года находятся в Нацархиве РТ, после 17-го – в нашем архиве. Мы связывались с сотрудниками архива, с которыми налажены партнёрские отношения, и давали нужную справку. - Сейчас вы работаете в музее А. М. Горького и Ф. И Шаляпина. Чем там занимаетесь? - Этот музей - мой родной дом. Окончив университет, я проработала там 18 лет. Гендиректор Нацмузея РТ Гульчачак Назипова и директор музея им. Горького Марианна Гаврилова поддержали моё предложение заниматься литературно-музыкальными вечерами. Февраль показал, что эти встречи очень интересуют казанскую публику. На выступлениях лауреата международных конкурсов, известной скрипачки Ирины Бочковой, народного артиста РТ Эдуарда Трескина, певицы из США Ольги Орловской, барда Дмитрия Бикчентаева, группы «НеЗаМи» каждый раз был полный зал. Сейчас готовим встречу с бардом Виктором Боковым, творческий вечер Рустема Абязова. Сын музейного работника - Ваш сын Владимир Муравьёв – известный врач и бард. Как воспитали хорошего человека? - Проблем с поведением, учёбой никогда не было, хотя никакие «надо» и «нельзя» я не говорила. Думаю, он брал пример с отца – доброго, справедливого, честного человека. После войны он вернулся домой в 1946 году, был заместителем председателя горисполкома А. Бондаренко. А ещё Володя называет себя сыном музейного работника, бережёт каждый документ, трепетно относится к автографам, которые всегда собирала я. - Какие автографы есть в вашей коллекции? - 28 марта в день рождения музея А. М. Горького я подарю музею книгу современника Алексея Максимовича, известного писателя Константина Федина с его автографом. В этой книге есть воспоминания о Горьком. В 1949 году на одной из конференций я познакомилась с дочерью Шаляпина Ириной Фёдоровной. Статная, высокая, в чёрном бархатном платье, она напомнила мне портрет Ермоловой Серова. Несмотря на разницу в возрасте, мы стали очень дружны. В первый же год её приезда в Казань мы вместе с Ефимом Бушканцем, Марией Елизаровой (директором музея. – Прим. авт.) обследовали все шаляпинские места в Казани. Ирина Фёдоровна выступала в Казани с литературно-музыкальной композицией «Рассказы об отце». Перед этим я рассказывала о дружбе Горького и Шаляпина. Храню подаренную книгу о Шаляпине с её надписью: «Дорогой Стеллочке Писаревой на память об отце, о Казани, о совместных выступлениях. С чувством искренней симпатии. 1961 г.». - К 28 марта Нацмузей РТ в честь 150-летия писателя планируется флешмоб «Читаем Горького». Что прочитаете вы? - Мне нравятся его ранние романтические произведения, «Сказки об Италии». Мне предложили прочитать начало «Песни о буревестнике». Хотя я больше люблю «Песню о соколе». В ней отразилась любовь Горького к свободе, к свету!

«В музее КФУ не была с декабря». Стелла Писарева о новом месте работы
© АиФ Казань