Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Эбигейл
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Работа без авторства
Работа без авторства
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет

Неизвестное об известных. Салтыков-Щедрин писал своих героев с ярославцев 

Неизвестное об известных. Салтыков-Щедрин писал своих героев с ярославцев
Фото: АиФ
Краевед — не профессия, а, пожалуй, особая миссия на земле: его предназначение — рассказать подлинную историю родного города, села или края, поведать миру о своих предшественниках и связать прошлое с настоящим. Это истинные подвижники, обеспечивающие связь времён и поколений.
Автор нескольких книг и сотен публицистических материалов Ольга Скибинская признаётся: именно любовь к родной земле подвигает её на творчество.
О жизни и о себе
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Ольга Николаевна, о чём вы пишете?
Ольга Скибинская: Я автор восьми книг — прозы, краеведческих и культурологических исследований. Краеведческие очерки — а это книги объёмом в 400-500 страниц, на создание которых потребовался не один год работы в архивах, — рассказывают о наших земляках, живших и работавших во благо своих семей и своего Отечества в XVII — XX веках. О повестях и рассказах трудно сказать, о чём они. Даже если это повесть о погибшем в Чечне ярославском парне, или об алтайском шамане, или… Наверное, каждый автор пишет о жизни и о… себе.
— Что для вас литература — возможность заработать или увлечение?
— Зачем пишу? Наверное, это — оправдание и искупление за своё существование на земле. Можешь не писать — не пиши. Как видите, слова «заработок» и «увлечение» не вписываются в такое понимание.
— Вы составитель недавно вышедшего в печать «Литературного словаря Ярославского края» и автор многих вошедших в него словарных статей. Сколько времени над ним работали?
— Родившаяся и реализованная идея литературного словаря — из той же «оперы». Работа над ним продолжалась более четырёх лет. В большой авторский коллектив из 80 человек удалось объединить ярославских филологов, их московских коллег, а также сотрудников музеев Ярославской области, библиотекарей, архивистов, студентов. Они и стали авторами почти 500 словарных статей. При этом, замечу, все работали бесплатно.
Девять веков развития
— В чём сложность подобной работы?
— Работать над созданием энциклопедических изданий непросто, прежде всего, в силу сложной унификации, огромного количества дат, имён, фактов, справочной информации. Но сложность была ещё и в том, что ярославским писателям в принципе не повезло. Материалы о них разбросаны по разным организациям — в Государственном архиве Ярославской области, музее «Карабиха», в Ярославском, Рыбинском, Переславском музеях-заповедниках, областной библиотеке. Одно время часть материалов хранилась в музее им. Максима Богдановича, на базе которого собирались создать и музей ярославских писателей. Но не случилось…
— Со школьных лет мы знаем, что «Слово о полку Игореве» было найдено в Ярославле. У всех на слуху имена , , Льва Ошанина, … Зачем же нужен такой словарь?
— Да, изящная словесность, связанная с Ярославским краем, богата и произведениями, и именами. Но даже учёных поразило количество выявленных в ходе работы имён — не два-три десятка, которые назывались обычно, и то с привлечением специалистов. В нашем издании более 450 именных словарных статей! Впервые под одной обложкой отражены девять веков развития в регионе литературного процесса, вклад ярославских писателей не только в региональную, но и общероссийскую культуру.
Не считая современных ярославских писателей, мы знакомим читателей с малоизвестными и неизвестными страницами биографий отечественных классиков: , , , Владимира Гиляровского, классика белорусской литературы Максима Богдановича, первой в России поэтессы и других. Рассказываем об их связи с Ярославским краем.
Например, мало кто знает, что правнук рыбинского купца псевдоним Щедрин взял по фамилии своих крепостных крестьян Ярославской губернии. Ярославские крестьяне стали и прототипами героев очерков писателя, из которых впоследствии выросли его известные романы «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонская старина» и другие.
С Ярославским краем связаны и Виталий Бианки, и автор популярнейшей у нескольких поколений советских читателей повести «Республика Шкид» Леонид Пантелеев, и , и драматург , и искрометные Ильф и Петров, и многие другие писатели — гордость отечественной литературы.
В середине XIX века гостил на Ярославской земле , а сто лет спустя — сопровождаемые партийными чиновниками французский писатель и его подруга феминистка Симона де Бовуар.
Напоминает словарь о забытых или полузабытых именах. Одни — и среди них не только писатели-самоучки XIX века, зачисленные в пространстве богатейшей отечественной литературы в десятые-двадцатые ряды, — оставались до настоящего времени по большей части только в дореволюционных литературных словарях или малодоступных широкому читателю специализированных изданиях. Из забвения возвращаются имена других литераторов — эмигрировавших из России в первые послереволюционные годы, репрессированных на родине или состоявшихся как литераторы именно за рубежом.
Ярославский Митрофанушка
— Сегодня, когда практически у всех есть доступ в интернет, есть Википедия, имело ли смысл тратить время и силы на подготовку и издание печатного словаря, пусть и первого в истории ярославской культуры?
— Это достаточно распространённая иллюзия — что в интернете есть всё, и всё, что есть в интернете, — достоверно. Мягко говоря, не каждый интернет-ресурс вызывает доверие. Мы работали с архивами, редкими дореволюционными и узкоспециальными изданиями, общероссийскими каталогами. Мифов в нашей региональной культуре довольно много. Так, ещё Леонид Николаевич Трефолев упоминал, что «для ярославцев особенно любопытно предание о том, что Фонвизин срисовал тип Митрофанушки — личность не карикатурную, как полагают некоторые, а действительно существовавшую, — с барчука, обитавшего близ Ярославля».
Переславцы, например, уверены, что именно их Берендеево вдохновило Александра Островского создать сказку «Снегурочка». Кстати, и «Слово о полку Игореве» как ярославская находка — это лишь одна из распространённых гипотез, но есть и другие…
Ещё один пример, ближе к нам по времени. До настоящего времени был популярен миф: в середине 1920-х годов приезжал в Ярославль, чтобы работать над одним из самых известных своих романов «Разгром». С какой бы стати над произведением, описывающим события Гражданской войны в Уссурийском крае, писателю работать в Ярославле? Наши исследования показали, что всё было гораздо прозаичнее. Его первую жену, Валентину Герасимову, в 1926 году после окончания педагогического факультета направили работать в Ярославский пединститут. Своего жилья Фадеев в Москве ещё не имел, а потому, навещая жену в Ярославле, он продолжал работать над будущими произведениями. А его активное общение с местными писателями было связано с борьбой писательских групп за руководство общероссийскими писательскими сообществами.
— А какая обстановка в писательских организациях в начале XXI века? Статус члена писательского союза по-прежнему высок и недостижим?
— С распадом Советского Союза единый Союз писателей СССР разделился, возникло и множество других писательских организаций, действующих на постсоветском пространстве. Сегодня в России их порядка двух десятков. Среди самых авторитетных — Союз писателей России и Союз российских писателей. Правда, сегодня они находятся в статусе не профессиональных, а общественных организаций. Эти союзы имеют региональные организации и в Ярославской области.
Ушёл в прошлое диктат писательской организации, исповедовавшей идеологию одной партии. Ушли в прошлое бесплатные писательские дачи, путёвки в дома творчества, приоритет в издании книг за счёт государства и соответствующие авторские гонорары.
Живут современные писательские организации непросто. Периодически возникают слухи то об их слиянии, то о роспуске. И, как во всех творческих сообществах, кто-то борется за власть, идя по трупам собратьев по перу, а кто-то просто делает дело — то, что считает необходимым для развития культуры. К последним, надеюсь, относится и наша работа над созданием литературного словаря.
Убийцу советской актрисы так и не нашли
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров