Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет
Та еще парочка
Комедия
Купить билет

До сериалов «Американцы» и «Родина» русские телевизионные шпионы были просто злодеями. Не более. 

Фото: ИноСМИ
В 1955 году второй сезон сериала «I Led 3 Lives» («Я прожил три жизни») о секретном агенте ФБР, которого внедряют в коммунистическую партию одного из провинциальных городов, заканчивается эпизодом под названием «Child Commie» («Ребенок красных»).
Сюжет эпизода таков: 12-летняя девочка — дочь коммунистов — остается на ночь с дочерью агента ФБР. «С коммунистами всегда нужно держать ухо востро, — предупредили оперативника, — даже если это ребенок».
И то правда.
Советская девочка тут же начинает «обрабатывать» порядочную провинциалку, рассказывая ей всю «правду» о Джордже Вашингтоне — который, подобно многим другим могущественным американцам, нажил богатство ценой страданий несчастных бедняков.
В 1950-е годы, когда холодная война вступила в свою наиболее острую фазу, это был стандартный сюжетный ход черно-белых телесериалов, которые раскрашивали американцев и русских в отчетливо белые и черные тона.
Русские олицетворяли собой зло, коварство и ограниченность.
Американцы — верх благонравности.
Теперь, спустя десятилетия после окончания холодной войны, русские снова выступают в роли заклятых врагов Америки на мировой арене и в киностудиях. В двух наиболее популярных и получивших одобрение критиков сериалах — «Родина» ("Homeland") и «Американцы» ("The Americans") — главными действующими лицами являются русские, подрывающие основы демократии на экране параллельно с реальными событиями.
Однако на этот раз это уже другие русские.
В сериале «Американцы», который повествует о русских шпионах, внедренных в пригород одного из американских мегаполисов в качестве туристических агентов и время от времени совершающих довольно неординарные убийства, враг изображен неоднозначно и вызывает у нас едва ли не сочувствие. Зритель невольно начинает переживать за советских шпионов. В сериале «Родина», который в нынешнем сезоне отразил реальное вмешательство России в президентские выборы, враг предстает беспощадным, но вместе с тем он принципиален и чувствует себя глубоко оскорбленным.
«Сегодняшний взгляд на русских — или по крайней мере на этих русских персонажей — отличается большей сложностью и гибкостью, — говорит Майкл Хайден (Michael Hayden), генерал в отставке и бывший директор АНБ и ЦРУ, который является консультантом сценаристов сериала «Родина». — Раньше существовала теоретическая данность: марксизм — это плохо, тоталитаризм — это плохо. Русские не нуждались в особых объяснениях».
Новый портрет, которому свойственно многообразие смысловых оттенков, возникает под влиянием двух сил, формирующих современную жизнь.
Во-первых, Россия больше не представляет экзистенциальную угрозу для человечества.
«На протяжении последних четырех-пяти лет Россия является раздражителем класса А, — говорит Хайден. — Правда речь идет о раздражающем эффекте и подрывной деятельности, а вовсе не об апокалиптическом сценарии».
Другая сила, как скажут критики-культурологи, это смена характера самих телесериалов: переход от эпизодического начала к романному.
В 1950-е и 60-е годы сериалы не могли похвастаться тем развитием действия, которое характеризует их сегодня. В каждом эпизоде появлялись одни и те же персонажи, однако сюжетные линии не разворачивались во времени. По сути это была одна и та же история, повторяющаяся снова и снова в разных модификациях. (Среди эпизодов «I Led 3 Lives» также числятся «Commie Dies» («Красный умирает»), «Confused Comrades» («Товарищи в замешательстве») и «Communist Cop» («Красный полицейский»).
«Перед нами злодеи в классическом смысле, а не персонажи, с которыми мы склонны себя отождествлять, к которым можем относиться с пониманием или сочувствием, — считает Майкл Кэкман (Michael Kackman), профессор истории телевидения Университета Нотр-Дам, изучающий культуру холодной войны. — Если взять тех же «Безумцев» («Mad Men») или «Во все тяжкие» («Breaking Bad»), эти сериалы создают обширные и сложные миры, а потом действительно проводят глубокий анализ эмоциональной борьбы целого ряда персонажей. И зритель способен им сопереживать».
«Американцам», по признанию самих создателей сериала, посчастливилось выйти в тот момент, когда Россия оказалась в центре всеобщего внимания. Изначально сериал задумывался как ностальгический рассказ о жизни реально существовавших русских шпионов, которые десятилетиями жили в Соединенных Штатах как американцы. Однако сериал, который в настоящий момент находится на стадии последнего сезона, приобрел новый культурный смысл на фоне расследований вмешательства России в недавнюю президентскую кампанию.
«Мы считаем, что этот сериал не о том, чтобы призывать людей встать на ту или иную сторону и предпочесть русских американцам, — сказал недавно «Обсервер» соавтор Джо Вайсберг (Joe Weisberg). — Мы предлагаем людям взглянуть на то, что значит быть солдатом, действующим в тылу врага».
«Родина» — совсем другая история.
Премьера сериала состоялась в 2011 году, и в течение нескольких лет канва киноповествования правдиво воспроизводила террористическую угрозу, которой противостоял мир после 11 сентября. Сюжет сериала стал результатом тесных отношений между сценаристами и разведсообществом. Каждый раз перед съемками нового сезона звезды Клэр Дэйнс и Мэнди Патинкин вместе с продюсерской командой отправляются в Вашингтон для участия в «слете шпионов» (как они это называют): имеется в виду серия встреч с сотрудниками разведки, которые рассказывают им о геополитических угрозах.
«В художественном плане мы разрабатываем те же темы, которые в действительности волнуют сегодняшний мир», — говорит соавтор сериала Говард Гордон (Howard Gordon).
В прошлом сезоне, показ которого завершился в воскресенье вечером, повествование было сосредоточено на российском вмешательстве в президентские выборы, хотя не обошлось и без преувеличенных драматических эффектов. (Убивают генерала, применяется 25-я поправка и т. д.).
Между тем в сериале искусно сопоставлена прежняя Россия и Россия новая — которая не преминет внести сумятицу или подпустить шпильку: ее тайные агенты, держащие давнюю обиду на Запад, организуют сложный взлом. Они просто хотят вернуть себе былую страну.
В одном из интервью Мэнди Патинкин, исполняющий роль гениального разведчика Сола Беренсона, рассказал, что он заставил сценаристов сделать этот сезон не просто зеркалом реального мира, но и внести в него то, что в действительности скорее всего невозможно.
«Зеркало нуждается в морали, уроке, который предлагает что-то в поэтическом, художественном смысле, — сказал он. — Не рассказывайте мне историю, лишенную морали».
Выступая накануне показа последнего эпизода, Патинкин намекнул на такого рода момент в фильме. Теперь, когда эта серия уже вышла, оказывается (внимание: спойлер!), что Патинкин имел в виду поступок весьма спорного и политически несостоятельного президента, каким он выведен в сериале — поступок, абсолютно не соответствующий его характеру, однако свидетельствующий о харизме. Выход в отставку.
Патинкин признается: «Меня приводит в восторг заключительный эпизод и то, что он предлагает с точки зрения возможностей морали… речь идет о том, что вы как лидер можете предпринять, чтобы изменить статус-кво».
Вот такое кино.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео