Войти в почту

Искусство, параллельное партийной линии

28 мая 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца». Скажем честно, сейчас сам факт того, что высший руководящий орган занимался оценкой опер, выглядит, мягко говоря, комично. Но в ту эпоху было не до смеха, многим художникам партийная опека портила кровь и подрезала крылья. Если партия считала нужным руководить кибернетикой и генетикой, то чем музыка хуже? В 1930-х годах в СССР началась борьба с формализмом в искусстве. Максим Горький объяснял, что формалисты уделяют много внимания деталям в ущерб смыслу. Он противопоставлял Толстого «различным» Хемингуэям. Сергей Эйзенштейн заметил, что если называть художника, которого волнует форма, формалистом, то врача, который лечит сифилис, надо назвать сифилитиком. Скульптор Вера Мухина писала, что борьба с формализмом привела к тому, что появилось много серых и скучных, но идейно грамотных работ. Сегодня ясно, что в формализме обвиняли тех художников, которые не проявили горячей преданности партии. Первая, но крупная цель – великий композитор Дмитрий Шостакович, которого в 1936 году разоблачила «Правда» в статье «Сумбур вместо музыки». Под идеологический обстрел попал и Всеволод Мейерхольд, чья жизнь трагически оборвалась. В 1948 году партия обрушилась с разоблачениями на оперу Вано Мурадели "Великая дружба", которая с успехом шла по всей стране. В опере воспевалась молодость Серго Орджоникидзе на Кавказе, а также дружба русского и кавказских народов. Однако после того, как в Большой театр вместе с Политбюро пришел Сталин, который, как считают некоторые историки, довел Орджоникидзе до самоубийства, опера была объявлена «порочной и антихудожественной». На заседании Политбюро Андрей Жданов, который умел играть на пианино, назвал оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» грубой, примитивной и вульгарной, а произведения Прокофьева и Хачатуряна сравнивал со «звуками бормашины и музыкальной душегубки». На долгие годы многие композиторы были отлучены от активной работы. Союз композиторов в 1948 году возглавил Тихон Хренников. При всех реальных заслугах это=го человека, надо сказать, что идеологическое руководство музыкой впиталось в его сознание. В 1979 году на Съезде композиторов жесткой критике были подвергнуты молодые композиторы, которые завоевали мировую известность. Их назвали «хренниковская семерка» - Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артемов, Софья Губайдулина и Эдисон Денисов. Они попали в новый «черный список» и были вычеркнуты из музыкальной жизни Советского Союза. В итоге к 1991 году четверо из семи (кроме Денисова, Кнайфеля и Артёмова) покинули СССР. Что касается несчастного Вано Мурадели, который хотел угодить вождю, а попал в опалу, то не стоявшие и рядом с ним по таланту музыканты смеялись: «Ты вообще не композитор, твоя фамилия в ноты не попадает. Му – это Ми, ра – Ре, де – До, ли – Ля». В 1966 году Вано Мурадели подписал письмо 13 деятелей искусства и науки против реабилитации Сталина.

Искусство, параллельное партийной линии
© Вечерняя Москва