Искусство, параллельное партийной линии 

Искусство, параллельное партийной линии
Фото: Вечерняя Москва
28 мая 1958 года вышло Постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба“, „Богдан Хмельницкий“ и „От всего сердца“.
Скажем честно, сейчас сам факт того, что высший руководящий орган занимался оценкой опер, выглядит, мягко говоря, комично. Но в ту эпоху было не до смеха, многим художникам партийная опека портила кровь и подрезала крылья.
Если партия считала нужным руководить кибернетикой и генетикой, то чем музыка хуже? В 1930-х годах в СССР началась борьба с формализмом в искусстве. объяснял, что формалисты уделяют много внимания деталям в ущерб смыслу. Он противопоставлял Толстого „различным“ Хемингуэям. заметил, что если называть художника, которого волнует форма, формалистом, то врача, который лечит сифилис, надо назвать сифилитиком. Скульптор писала, что борьба с формализмом привела к тому, что появилось много серых и скучных, но идейно грамотных работ.
Сегодня ясно, что в формализме обвиняли тех художников, которые не проявили горячей преданности партии. Первая, но крупная цель — великий композитор , которого в 1936 году разоблачила „Правда“ в статье „Сумбур вместо музыки“. Под идеологический обстрел попал и , чья жизнь трагически оборвалась.
В 1948 году партия обрушилась с разоблачениями на оперу Вано Мурадели „Великая дружба“, которая с успехом шла по всей стране. В опере воспевалась молодость Серго Орджоникидзе на Кавказе, а также дружба русского и кавказских народов. Однако после того, как в Большой театр вместе с Политбюро пришел Сталин, который, как считают некоторые историки, довел Орджоникидзе до самоубийства, опера была объявлена „порочной и антихудожественной“.
На заседании Политбюро , который умел играть на пианино, назвал оперу Шостаковича „Леди Макбет Мценского уезда“ грубой, примитивной и вульгарной, а произведения Прокофьева и Хачатуряна сравнивал со „звуками бормашины и музыкальной душегубки“. На долгие годы многие композиторы были отлучены от активной работы.
Союз композиторов в 1948 году возглавил . При всех реальных заслугах это=го человека, надо сказать, что идеологическое руководство музыкой впиталось в его сознание. В 1979 году на Съезде композиторов жесткой критике были подвергнуты молодые композиторы, которые завоевали мировую известность. Их назвали „хренниковская семерка“ — Елена Фирсова, , , Виктор Суслин, Вячеслав Артемов, и Эдисон Денисов. Они попали в новый „черный список“ и были вычеркнуты из музыкальной жизни Советского Союза. В итоге к 1991 году четверо из семи (кроме Денисова, Кнайфеля и Артёмова) покинули СССР.
Что касается несчастного Вано Мурадели, который хотел угодить вождю, а попал в опалу, то не стоявшие и рядом с ним по таланту музыканты смеялись: „Ты вообще не композитор, твоя фамилия в ноты не попадает. Му — это Ми, ра — Ре, де — До, ли — Ля“.
В 1966 году Вано Мурадели подписал письмо 13 деятелей искусства и науки против реабилитации Сталина.
Видео дня. Как сложилась судьба Панаса Петровича
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео