Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет

Русское искусство интересует весь мир. Владимир Гусев о царях и коррупции 

Фото: АиФ Санкт-Петербург
Насколько сегодня, в век технического прогресса, востребовано это богатство, как пополняется коллекция? И что делается, чтобы знаменитые полотна увидели как можно больше людей? Об этом «АиФ-Петербург» рассказал директор ГРМ Владимир Гусев.
Блеск и ошибки русских царей
— Владимир Александрович, юбилей музея совпадает и с вашей личной датой. В июне этого года 30 лет, как вы возглавляете это уникальное учреждение культуры. Какими были эти годы?
— Вот вы напомнили, 30 лет… Думал, прошло всего три года, так быстро летит время (улыбается). Если серьёзно, я свои десятилетия на посту не считаю. Главное — музей. Ему 120, это солидный возраст, и мы постараемся достойно встретить праздник. Тем более что интерес большой. 19 марта, когда вход был бесплатным, музей посетили около 12 тыс. человек. А всего в 2017-м к нам пришли более 3 млн граждан со всей страны и зарубежья. На выставки Верещагина, Айвазовского, Семирадского стояли очереди. Правда, мы за огромными потоками, когда ломают двери, не гонимся. Главное, люди стремятся в наши залы, хотят ещё и ещё раз полюбоваться полотнами выдающихся мастеров.
— В 2017-м у вас было немало экспозиций, показывающих плюсы и минусы Октябрьской революции. Продолжится ли эта тема?
— Сейчас готовимся рассказать «Сагу о Романовых», в центре которой будет судьба Николая I. «Каждый вершок в нём царь», — сказал об этом императоре один из современников. О нём, как и о других русских самодержцах, у многих превратное представление. Я тоже о Павле I, например, думал: уродец, сумасшедший. На самом деле — интереснейшая личность со своей драмой и талантами. То же Николай. Третий сын Павла, он 30 лет правил Россией. При нём произошло восстание декабристов, открылось печально знаменитое 3-е жандармское отделение под управлением Бенкендорфа, и одновременно принимались прогрессивные законы, проводил реформы Сперанский. Россия потерпела роковое поражение в Крымской войне, которое он очень тяжело переживал, но и приобрела новые территории. При нём строились Новый Эрмитаж, Большой Кремлёвский, Мариинский, Николаевский дворцы и Исаакиевский собор. Процветала Академия художеств. А у нас он слывёт самодуром, который любил батальную живопись и пририсовывал на полотнах солдатиков, кстати, делал это талантливо. Новой выставкой мы постараемся восстановить историческую справедливость и показать блеск и ошибки столь неоднозначного российского императора.
— Своими выставками вы не только разбиваете ложные стереотипы, но и представляете убедительные подтверждения событий прошлого, как это случилось с работами художника Павла Михайлова.
— Наш музей обладает уникальной коллекцией графики этого мастера с необычной судьбой. В 1786 году он принял участие в знаменитой экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей шестой континент — Антарктиду. Художник фиксировал в своём рабочем альбоме новые острова, виды поселений, портреты аборигенов. Его наброскам присуща большая точность. На многих указаны даже конкретные даты и координаты, что позволяет не только «выстроить» маршрут путешествий, но служит документальным доказательством приоритета российских исследователей. В то время как известный английский адмирал Джеймс Кук, столкнувшись с айсбергами, заявил: «Плавать туда невозможно». В 2020-м исполнится 200 лет со дня открытия русскими моряками «ледового материка», и мы надеемся, что работы Михайлова станут ещё одним свидетельством участия наших соотечественников в эпохе великих географических открытий.
Летний сад будет бесплатным
— Первооткрывателем был и Пётр. Недавно распахнул двери входящий в состав ГРМ Летний дворец императора, построенный великим Трезини. Его реставрировали пять лет. Всё ли сделано так, как полагается?
— Основные работы выполнены. Проведена гидроизоляция, обновлены каменные полы, укреплены перекрытия. Специалисты вернули также яркость тканей, паркетных узоров, росписей на стенах и потолке. А вот цвет фасадов по решению экспертов поменялся: они стали белыми, как при Петре. Сейчас Летний дворец уже принимает посетителей. Там побывали свыше 800 человек, и это много. Ведь несмотря на пышное название — дворец, здание на самом деле маленькое. Пётр изначально строил его как летнюю резиденцию, где царская семья жила с мая по октябрь, поэтому для зимнего времени она не приспособлена. В этом, кстати, тоже заключалась сложность реставрации. Сегодня температура внутри стабильно свыше 18 градусов, все системы в полном порядке. Повторю: пропускная способность небольшая, группы формируются максимум по 15 человек и запускаются каждые полчаса.
— Дворец находится на территории Летнего сада, где тоже велась масштабная реконструкция, встреченная неоднозначно. Споры о её итогах продолжаются до сих пор. Как и о том, на какие средства содержать эту красоту. Так, на днях снова появилась информация, что вход в сад станет платным.
— Только на одну неделю, что связано с проведением фестиваля «Императорские сады России». В этот период, с 21 по 27 июня, за вход придётся заплатить 500 рублей, стоимость льготного билета 200 рублей. В дальнейшем всё останется по-прежнему. Я сам не хочу делать Летний сад платным, как это сегодня происходит во всех парках пригородных резиденций. Однако если от нас потребуют выполнения экономических показателей, мы вернёмся к данному вопросу. Спонсорских средств не хватает, а мы должны ещё и зарабатывать. Но всё равно: даже если плату когда-то вынужденно введут, она будет минимальной.
Рабочий юбилей
— Реставрация старинных зданий, храмов, строительство новых площадей сопровождаются большими скандалами. Так, хищения зафиксированы при работах в Эрмитаже, БДТ, Малом драматическом театре. Заведены уголовные дела. Что вы думаете по этому поводу?
— Скажу о нас. При открытии Летнего дворца свою оценку дала и Счётная палата. Её аудиторы отметили, что мы завершили проект в срок, сделали всё качественно и даже сэкономили государственные средства. Но в целом напряжение в такой период испытываешь большое. Сейчас по предписанию Минкульта и банка мы приступаем к реконструкции Михайловского замка. Все перемещения ценностей будут минимизированы, внутренние работы щадящие, но уже слышны нервные голоса: «Замок развалится, изменятся пропорции, пойдут трещины. Не допустим варварского уничтожения!». К сожалению, присоединяются к этому хору и журналисты. В одной из публикаций мне за Летний сад и его знаменитую решётку обещали девять лет тюрьмы. Сейчас сад радует глаз, его посещают больше миллиона человек в год, а решётка полностью восстановлена. С одной стороны хорошо, что люди беспокоятся об исторических ценностях, но с другой — надо доверять специалистам. А заказчикам тщательно контролировать всю производственную цепочку.
— Традиционно вы активно показываете русское искусство за рубежом. Санкции не мешают?
— Ограничения сказываются, но в целом они не помеха. Когда в Болонье мы проводили мероприятия в рамках Года Италии в России, пришли 80 тыс. человек. А наш филиал в испанской Малаге вошёл в десятку самых активных по контактам со зрителями. Его посетили свыше 300 тыс. человек. В сентябре там откроются выставки Казимира Малевича и футуриста Давида Бурлюка. Их уже очень ждут.
— Этот год для вас знаменательный, но вы уже предупредили, что праздник будет рабочим.
— Шоу с тортами и шампанским не планируем. А вот отчёт о проделанном обязательно подготовим. Расскажем, как проходило возрождение огромного комплекса под названием Русский музей. Сегодня здесь хранятся свыше 410 тыс. произведений искусства. Это бесценное сокровище, которое мы бережём и будем приумножать.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео