Войти в почту

Кнопки счастья. Какие трансформации ожидают телевизор в будущем

Телевизор для одних давно стал "зомбоящиком", а для других - окном в мир, без которого они не представляют жизни. Эксперты же говорят, что телевидение скоро ждут большие перемены. Социологи расспросили жителей России — смотрят ли, любят ли, насколько доверяют телевизору. Как выяснилось, смотрят. Невзирая на то, что сейчас принято козырять фразой: «Я телевизор не включал с … года». И хотя количество ежедневно глазеющих в волшебный ящик за 10 лет сократилось с 72 до 67%, в прошлом году их армия даже чуть подросла (на 6%). Слегка увеличилось число людей, смотрящих телевизор пару дней в неделю (с 7 до 11%), и, наоборот, примерно на то же число уменьшилось (с 15 до 12%) количество тех, кто уделял ему еженедельно 3–5 дней. Самыми преданными почитателями голубого экрана ожидаемо оказались люди пенсионного и предпенсионного возраста (89% и 79% соответственно). Полностью его игнорируют 11% молодежи (возраст 18–30 лет), однако 43% той же самой молодежи смотрят, оказывается, телевизор каждый день. Что касается тематики просмотров, то популярность упала практически у всех жанров, за исключением общественно-политических программ (в 2008 году их смотрели 16% россиян, сейчас — 18%). Неизменной (на уровне 27%) осталась аудитория телесериалов, спортивных передач (24%), авторского (16%) и образовательного (13%) ТВ. Самые большие потери понесла трансляция художественных фильмов — за эти годы их аудитория сократилась на 11% (теперь кино по телику смотрят лишь 53% наших сограждан), а также телепостановок и всевозможных ток-шоу (по 8%). Что, в общем-то, понятно: зачем смотреть кино, чертыхаясь каждые 15 минут на прокладки с колбасой, если в сети можно посмотреть то же самое без оных? Ну а в ток-шоу за эти годы уже чего только не обсуждали — с новизной, стало быть, явные проблемы. Да и приедаются, наверное, со временем чужие истерики, даже самым отчаянным скандалистам. Смерти нет Так или иначе, но фраза «Я телевизор не смотрю» произносится людьми все чаще. Означает ли это закат великой ТВ-эпохи или просто смену вариантов просмотра? — Я думаю, тут несколько тенденций работает одновременно, — объяснила «ВМ» Марина Михейкина, доцент кафедры культурологии ВШК МГУКИ. — С одной стороны, выросло поколение, для которого интернет заменил все. Я много работаю с молодежью, и на мой вопрос, смотрят ли они ТВ, все отвечают «нет». Среднее поколение не верит теленовостям и тоже предпочитает узнавать обо всем в интернете. Так что у телевизоров остаются лишь зрители предпенсионного и пенсионного возраста. Возможно, когда состарится нынешнее среднее поколение, оно вернется к ТВ — например потому, что с возрастом им будет сложно разбираться в обновлениях. Но если этого не случится, боюсь, век телевидения недолог. Но никакой трагедии тут нет: телеканалы просто переселятся в интернет. У сети ведь главное преимущество в возможности выбирать, а ТВ сейчас совсем неинтересное, большинство программ по уровню — ниже табуретки. Поэтому если ТВ не переформатируется и не привлечет к созданию программ умных и образованных людей, их и пенсионеры перестанут смотреть. Сторонние наблюдатели уверены, что в этом «ниже табуретки» виноваты отнюдь не современные Митрофанушки от тележурналистики, а сами зрители. Ведь то, что показывают людям в прайм-тайм, эти же люди когда-то и выбирали: — Есть такая компания — «Медиаскоп», не так давно она получила статус основного федерального медиаизмерителя, — объясняет Яна Бельская, главный редактор профильного интернет-портала «Кабельщик». — Ее сотрудники собирают данные по аудитории центральных, платных и тематических каналов в 29 городах и России в целом, на основе чего потом и формируют свои сетки телеканалы. Данные собирают с помощью пиплметров, специальных телеприставок, установленных в семьях (семьи подбираются так, чтобы получить весь социальный срез общества). Параллельно с «Медиаскопом» на той же ниве работают еще несколько компаний, которые используют чуть другие методики. Например, измеряют весь телепросмотр IPTV-провайдеров: у этих компаний есть возможность получать буквально поминутный расклад по каждому абоненту кабельных сетей — что и в каком количестве он смотрит. Так вот, их данные по большей части подтверждают измерения «Медиаскопа». И это объективная реальность, которая наверняка кем-то будет истолкована как зрительская деградация. Но вы же понимаете, что говорить об этом вслух — значит оскорблять зрителя. Люди имеют полное право смотреть все, что им нравится. Получается замкнутый круг: люди смотрят отстой, потому что сами же его и выбирают. Когда его качество начинает зашкаливать, самые нервные уходят в интернет, а самые стойкие продолжают выбирать отстой, диктуя политику телеканалам. При этом сбежавшие в виртуал гордо декларируют окружению, что ТВ больше не смотрят, хотя по большому счету продолжают это делать. Пусть и несколько иначе: — Не смотреть телевизор и гордиться этим действительно стало модно, — соглашается Яна Бельская. — Но когда начинаешь расспрашивать таких людей подробнее, выясняется, что либо они смотрят все что надо через интернет, либо просто хотят таким образом подчеркнуть, что перестали смотреть федеральные телеканалы. Спросите этих людей о последнем просмотренном фильме (а лучше сериале, потому что в кино его не увидеть), и они непременно назовут какую-нибудь «Игру престолов» или «Ходячих мертвецов». Просто для понимания: у нас есть совершенно потрясающие телеканалы вроде Fox, Sony, Paramount и других, которые показывают совершенно потрясающие, дорогие, очень крутые, хорошо снятые сериалы. В том числе и вышеприведенные. То есть все эти «отказники» по сути, потребляют тот же телеконтент, но просто чуточку иначе. Именно поэтому, считает телеэксперт, говорить об умирании телевидения совершенно неправильно: — Это не смерть, это трансформация. От обычного прямого показа ТВ переходит к интерактивному. Люди уже вовсю пользуются функциями «запись» и «таймшифт», которые позволяют поставить эфир на паузу, перемотать любой момент или досмотреть передачу потом, сами формируют сетку передач и так далее. Но в любом случае они потребляют телепродукт. Я не устаю повторять телевизионщикам: «Ребята, что бы мы ни говорили о технических изменениях ТВ, обо всех этих HD, AVCHD, новых способах доставки сигнала и т.д., мы все равно говорим о контенте, который потребляет человек». И в этом смысле, конечно, никакой смерти нет. А есть более разнообразные способы потребления этого самого контента, за счет которых, кстати, количество «телесмотрения» в день у людей как раз выросло. Выросло — не то слово. В 1954 году (год рождения нашего первого цветного телевизора «Радуга») человек в среднем проводил у экрана 1час 15 минут. Спустя полвека с лишним — уже 11 часов 12 минут, если учитывать экраны не только телевизионные, но и планшетные, мобильные и все остальные. Мы идем по ссылке, присланной по соцсети, и даже не подозреваем, что потребляем телепродукт. Мы смотрим онлайн-трансляцию футбольного матча в интернете, и в итоге — без переключения каналов, без нажимания кнопок на пульте — получаем его же. Если раньше, чтобы посмотреть сериал, нам надо было дождаться, когда телеканал, купив фильм у производителя, включит его в сетку вещания и растянет просмотр на месяцы и годы, то сегодня мы получаем контент напрямую — все серии сразу, в любое удобное время на любом экране, начиная со смартфона и заканчивая телеприемником. И это тоже — телевидение. В общем, наша зависимость от телевизора никуда не делась. Она просто приобрела новые формы. Хотя и старые привычки из нас еще долго не вытравить. Ведь за эти десятилетия телевизор стал для нас не только окном в мир и поставщиком новостей, он стал членом семьи. С ним разговаривают, на него обижаются, о нем заботятся. Когда-то, на заре телевизионной эры, к нему даже ходили в гости, приодевшись, как и положено для таких визитов. Сегодня он уже редко сплачивает вокруг себя знакомых и незнакомых. Зато служит отдушиной для одиноких людей, у которых работает в режиме фона с утра до вечера, создавая иллюзию людского присутствия. Телевизор растягивает нам память до чудовищных размеров, загружая в головы массу сведений, о которых мы бы и знать не знали, не будь в доме электронного гуру. А еще — он нас дрессирует. Прямо как мышек в известном опыте с «кнопкой удовольствия». Только у нас этих кнопок не одна, а целых десять. И мы жмем на них до бесконечности, пока центр удовольствия не скажет: «Стоп! Вот оно — счастье!». Эффект присутствия То, что кнопочный рефлекс не отпустит нас еще очень и очень долго — это, как говорится, и к гадалке не ходи. Ведь очередные стимулы — уже на подходе. В самой ближайшей перспективе нас ждут новые технологии распознавания речи (автоматические субтитры, а впоследствии и автоматический перевод видеоконтента на любой из желаемых языков), новые системы навигации (управление телевизором с помощью жестов или голоса) и даже новые виды рекламы. Она станет не только адресной, но и действенной. В том смысле, что получить разрекламированное мы сможем чуть ли не мгновенно. Приглянулись нам, скажем, туфельки, что мелькнули на героине в одном из эпизодов. Наводим курсор на обув ку, узнаем, в каком магазине их можно заказать по лучшей цене, кидаем туфли в корзину, и — вуаля! — к вечеру они уже красуются в нашей прихожей. Или смотрите вы, скажем, какой-нибудь «Кулинарный поединок»: картинка есть, а вкуса нет. Кликаете мышкой куда следует, и вот уже ваша мультиварка (или что там придет ей на смену), загрузившая на борт понравившийся рецепт, вовсю корпит над его реализацией. И это мы еще не вспомнили про качество изображения! — Думаю, что третья телереволюция (после собственно появления ТВ и начала трансляции в цвете) уже на подходе. Я имею в виду голографический эффект (не путать с 3D-технологиями), — рассказал «ВМ» историк науки Сергей Александров. — Это то, над чем сейчас активно работают во всем мире и что (это ясно уже абсолютно всем) будет реализовано в самое ближайшее время. В процессе, конечно, всплыли определенные сложности, которые пока никак не могут победить (например, прозрачность картинки или невозможность поместить зрителя внутрь действия), но это временные и явно преодолимые трудности. Второе, что уже давно предсказано, но пока не реализовано, — это воздействие на органы чувств. Например, добавление к изображению запахов или (при просмотре триллеров и фильмов ужасов) инфразвука, который во всех смыслах заставит сердце стучать сильнее. Тут тоже есть пока масса технических проблем, но люди работают, и, думаю, их труды рано или поздно принесут плоды. К слову, в дорожных картах развития ТВ Китая и Японии годами запуска голографического вещания значатся 2025–2030 годы, то есть ждать действительно осталось недолго. Примерно этот же срок уйдет на создание телевизионных экранов размером со стену. И речь не о больших дисплеях, подвешенных туда на манер ковра, а о подобии гигантских порталов в тот параллельный мир, который вы выберете. «К 2024 году полоса вещания будет достаточной для того, чтобы на каждом квадратном дюйме стен вашего дома было по видеопотоку, — предрекает Дейв Эванс, главный футуролог американской компании Cisco Systems, специализирующейся на разработке сетевого оборудования. — Семейный просмотр примет совершенно новое значение. В субботний вечер вы сможете в буквальном смысле виртуально сидеть со всей вашей семьей и смотреть что-то одно — с дочкой в Австралии и внуками в Америке. Сегодня мы воспринимаем видео как нечто, что можно включить и выключить, но уже спустя несколько лет ваши родители и дети смогут быть с вами постоянно, и вам достаточно будет просто пройтись вдоль стены, которая выступает порталом, чтобы остановиться и сказать им «привет». Сблизит ли нас этот новый дивный мир или разделит еще больше, покажет время. Оно же в итоге рассудит и почти уже вековой спор между поклонниками телевидения и его противниками. И победа первых, кстати, отнюдь не обязательна. Вполне возможно, что измученное цифровой виртуальностью человечество в итоге выберет возврат к живым истокам. Как это было уже не раз — в случаях с натуральными тканями, органической едой, чистой водой, свежей травой… Так что не будем пессимистами, а лучше запасемся поп-корном и устроимся поудобнее в ожидании грядущей развязки. ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА Интернет-домен .tv, в котором любят регистрироваться сайты телеканалов, принадлежит государству Тувалу. Его правительство получает за право использования домена больше 4 млн долларов в год — пятую часть всех доходов страны. НЕСБЫВШЕЕСЯ Согласно программе развития советского телевидения, утвержденной в 1984 году до конца XX века, к 2000 году список программ всесоюзного вещания должен был составить целых 4 канала, один из которых работал бы круглосуточно. КСТАТИ Согласно исследованию, проведенному в 2008 году учеными шотландского Университета Данди, взрослым людям старше 55 лет, выросшим во времена черно-белого ТВ, чаще всего снятся «монохромные» сны, тогда как тем, кто рос в эпоху цветного кино и телевидения, практически всегда снятся сны цветные. Такие же результаты показали исследования, проведенные в 2011 году Американской ассоциацией психологов.

Кнопки счастья. Какие трансформации ожидают телевизор в будущем
© Вечерняя Москва